Генпрокуратура и налоговое законодательство могут перестать быть главными инструментами государственного давления на бизнес, уступив эту роль Федеральной антимонопольной службе. Если поправки, разработанные ФАС по поручению премьера, обретут силу закона, то наложить штраф до 15% от оборота можно будет практически на любую компанию, нарушением будет считаться заключение невыгодных для контрагента договоров. Критерием выгодности для ФАС станут "разумно понимаемые интересы" сторон.
В распоряжении "Ъ" оказались материалы второго антимонопольного пакета, разработанного в соответствии с поручением премьера Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Ключевое новшество законопроекта -- запрет на злоупотребление влиянием не только для монополистов, но и для компаний, не занимающих доминирующего положения на рынке.
"Злоупотребление влиянием -- поведение на рынке хозяйствующего субъекта, не занимающего доминирующего положения на рынке, в результате которого такой хозяйственный субъект имеет возможность определять экономическое поведение контрагента, а контрагент вынужденно принимает решение о заключении, изменении, прекращении договора, его условиях, которое он не принял бы, исходя из своих разумно понимаемых интересов, при наличии у него возможности равноправно участвовать в формировании условий договора или возможности безубыточного выхода из договора" (источник: проект ФАС).
В отдельной статье перечисляются прямо запрещенные примеры влияния: "невыгодные для контрагента" условия договоров, "экономически или технологически не обоснованный отказ" от заключения договора. Запрещается "создание дискриминационных условий", а также "обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением
иных".
Основой второго антимонопольного пакета стали предложения ФАС, направленные против ритейлеров. Предполагалось включить их в проект закона "О торговле", однако по требованию главы Минпромторга Виктора Христенко жесткие антимонопольные нормы были исключены. Однако глава ФАС Игорь Артемьев сумел убедить премьера в необходимости ужесточить антимонопольное законодательство.
При работе над законопроектом "О торговле" ФАС уже отмечала, что доля крупного ритейлера может быть значительно ниже установленного законом порога доминирования -- 35%, и предлагала снизить его до 5-15%. Кроме того, была предпринята попытка зафиксировать в законе список запрещенных закупочных практик. Убедившись, что любые писаные нормы легко обходятся, ФАС решила руководствоваться более общим подходом. Последние предложения ФАС фактически предоставляют службе право самостоятельно решать, что является злоупотреблением влиянием, без каких-либо четких критериев.
Высокопоставленный источник "Ъ" в правительстве дал понять, что поручение премьера -- это не карт-бланш на ужесточение антимонопольного регулирования. "После неудачи с законопроектом "О торговле" премьер дал ФАС еще один шанс. Если они не смогут им воспользоваться, то не исключены кадровые решения",-- заявил он "Ъ".
Знакомые с законопроектом эксперты вчера также просили не называть их имен. По их мнению, даже если государство не будет использовать норму о влиянии как дубинку против неугодных компаний, ее введение неизбежно приведет к росту розничных цен на продовольствие -- выгода поставщика заключается в повышении закупочных цен.
Александр Ъ-Гудков, Кристина Ъ-Бусько, Максим Ъ-Шишкин, Алексей Ъ-Шаповалов




SIA.RU: Главное