Новости

Банковский комитет рекомендовал Госдуме принять в 1-м чтении законопроект, направленный на совершенствование механизмов разрешения корпоративных конфликтов

Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании во вторник рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ /в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов/".

Законопроект, внесенный правительством РФ, вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс /АПК/, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О сельскохозяйственной кооперации", "О рынке ценных бумаг" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Законопроект направлен на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров. Основными идеями, реализуемыми в законопроекте, является обеспечение непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении хозяйственных споров; предоставление лицам, участвующим в корпоративном споре, права и законные интересы которых могут быть нарушены, широких возможностей вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом; повышение уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам.

Законопроектом предусматривается внесение в АПК изменений, уточняющих перечень категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда, и дополнение данного перечня указанием на споры, связанные с назначением /избранием/, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих /входивших/ в состав органов управления и контроля юридического лица, в том числе ревизионных комиссий /ревизоров/, а также лиц, входящих /входивших/ в коллегиальные исполнительные органы или осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

В целях предотвращения инициирования корпоративных споров, тесно связанных между собой, в различных судах, законопроектом предлагается установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров /участников иных хозяйственных товариществ и обществ, членов кооперативов и некоммерческих организаций/, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров /регистраторам/ акционерных обществ. В соответствии с законопроектом все подобные споры должны ` aa, b`(" blao арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица.

Законопроектом предусматривается введение в процессуальное законодательство правил об обязательном соединении в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из корпоративных отношений, а также ряда иных механизмов, направленных на стечение дел, вытекающих из одного корпоративного спора, к юрисдикции арбитражного суда по месту нахождения юридического лица. В тех же целях законопроектом предлагается закрепить в АПК норму, согласно которой введение мер по обеспечению исков и заявлений по данным требованиям допускается лишь арбитражным судом по месту нахождения юридического лица, а в случае, если таким судом рассматривается корпоративный спор с участием хозяйственного общества - в рамках дела по рассмотрению такого спора /но не в отдельном производстве/.

Законопроектом предлагается ввести ряд ограничений, направленных на упорядочение процедуры принятия обеспечительных мер, а именно: обеспечительные меры по делам, вытекающим из корпоративных споров, могут быть введены арбитражным судом по заявлению об обеспечении иска, рассматриваемому арбитражным судом в судебном заседании, о времени и месте которого должны быть извещены надлежащим образом лица, участвующие в деле. При этом только в судебном заседании могут быть введены меры /их примерный перечень отражается в законопроекте/, наиболее часто используемые для ведения корпоративных войн. Введение данных мер вне судебного заседания допускается лишь при условии предоставления встречного обеспечения.

Законопроектом предлагается закрепить механизмы, обеспечивающие инициирование и рассмотрение корпоративных споров, в которые вовлечено большое количество истцов.

Законопроект дополняет часть вторую Налогового кодекса нормой, уточняющей размер государственной пошлины при подаче заявления лицом, обращающимся в арбитражный суд в интересах других лиц, участвующих в корпоративном споре, по их просьбе, а также при подаче иных заявлений по корпоративным спорам.

Законопроект дополняет Кодекс об административных правонарушениях нормами, посвященными соответствующим составам административных правонарушений.

Законопроект предусматривает включение в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" нормы о сокращенных сроках исковой давности по искам о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц, в том числе при их реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы.

Законопроектом вносится ряд уточнений в законодательные акты, посвященные отдельным организационно-правовым формам коммерческих организаций, в части правового регулирования обжалования решений органов управления коммерческой организации, а также оспаривания крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, с учетом практического опыта реализации подобных норм.

Законопроект вносит в законы "О рынке ценных бумаг" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" изменения, направленные на уточнение норм о возможности признания недействительными выпусков ценных бумаг. Законопроект позволяет суду, рассматривающему требование о признании выпуска /дополнительного выпуска/ ценных бумаг недействительным, с учетом всех обстоятельств дела отказать в удовлетворении данного требования, если допущенные при размещении ценных бумаг нарушения закона не являются существенными.

Законопроект исключает возможность обхода специальных правил об оспаривании выпуска ценных бумаг, распространяя их на все требования, удовлетворение которых приводит или может привести к последствиям, аналогичным признанию выпуска ценных бумаг недействительным /аннулированию выпуска ценных бумаг/, но которые формально не являются требованиями о признании недействительными выпуска ценных бумаг /признание недействительным ненормативного акта регистрирующего органа о регистрации выпуска /дополнительного выпуска/ ценных бумаг, признание недействительным решения совета директоров об утверждении отчета об итогах их выпуска и проч./. Кроме того, законопроект предусматривает признание утратившей силу статьи 13 закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", которая в настоящее время предусматривает годичный срок исковой давности по делам о признании недействительным выпуска ценных бумаг и тем самым противоречит статье 26 закона "О рынке ценных бумаг", где такой срок составляет три месяца.

Поддержав законопроект, банковский комитет, тем не менее, отметил необходимость его доработки ко второму чтению. В частности, предлагается уточнить отдельные понятия /в том числе понятие "Корпоративные споры"/, а также нормы, касающиеся подачи исков и заявлений по корпоративным спорам, особенностей признания недействительными отдельных решений регистрирующего органа. В уточнении, по мнению комитета, также нуждаются положения, вносящие изменения в законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг".

Прайм-ТАСС 13.03.2007


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное