Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Александр Панько, центр отдыха «Ерши»: "Обычно я не выделяю прибыльность отдельного направления. В комплексе центр отдыха зарабатывает примерно 30% от вложенного, каждый из бизнесов приносит от 10% до 50%. Наименее доходным остается спортивное направление. Самым прибыльным – безусловно, развлекательный бизнес"

Почему развлекательный бизнес в Иркутске доходнее ресторанного или спортивного, сколько «мерседесов» висит под потолком «Дикой лошади» и какой стиль управления необходим, чтобы сделать центр отдыха успешным – об этом в интервью корреспонденту Газеты Дело рассказал Александр Панько, генеральный директор центра отдыха «Ерши», президент Федерации конькобежного спорта Иркутской области.

– С чего начался ваш бизнес?

– В конце 90-х годов я на деньги, заработанные на стройке, купил в предместье Марата «умирающий» цех по деревообработке. Сначала занимался изготовлением строительных и отделочных материалов, а потом установил линию по лесопилению и решил создать полный комплекс по производству готовых изделий. Со временем предприятие превратилось в производственно-складской комплекс «Сиблесстиль».

– Почему, наладив работу успешного серьезного производства, вы решили заняться бизнесом развлекательным?

– У меня всегда была идея создать единый рекреационный комплекс, который бы объединил самые разные направления – ресторанные, спортивные, развлекательные. До сих пор целиком идея еще не реализована: пока временно заморожен проект парково-рекреационного комплекса с детским игровым центром, кинотеатрами, бильярд-центром и строительство спортивной зоны с площадками и бассейнами.

– Какими были первые расходы на «Ерши»?

– На всей этой территории из построек стоял один только вагончик, в котором на прокат выдавалось спортивное оборудование: лыжи, коньки, тюбы. Еще в советские времена на этой площадке планировалось обустройство горнолыжной базы. И когда в 2002 году я купил участок, на месте вагончика сначала сделали бугель-бар. Из него впоследствии и родился салун «Дикая лошадь». А самые первые траты пошли буквально – будете смеяться – на теплый туалет для посетителей, приезжающих кататься на базу.

Идею будущего развлекательного комплекса разрабатывал в очень тесном сотрудничестве с проектировщиками. К примеру, сидел с ними, высчитывал, под каким углом к сцене должны располагаться столики. А от задумки построить клуб «Дикая лошадь» и до момента его открытия прошло 6 месяцев и 12 дней. Несколько моих друзей проспорили мне очень много коньяка: не привыкли в Иркутске к таким срокам строительства. При чем со дня открытия клуба-ресторана как раз началась череда новогодних корпоративов, очень насыщенное время, которое «кормит» потом несколько месяцев. 

– Сколько составили расходы на запуск клуба, и как быстро вложения «отбились»?

– Точно «до рубля» вспомнить трудно. Что-то около 20 млн руб. Парочка «крузёров» точно пошла на это. Вернуть вложенное удалось довольно быстро – спустя чуть больше года. Думаю, успеху поспособствовало точное позиционирование клуба. Заведение «продвигалось», да и сейчас позиционируется как «антигламурное». Иркутск к тому времени уже устал от нарочито роскошных рестораций. Было ощущение, что народу не хватало простоты, добротности и в кухне, и в развлечениях. И наше ощущение на практике подтвердилось – народ пошел.

Тем не менее, стоять на месте – значит, потерять публику. Любым развлекательным заведениям, даже в условиях низкой конкуренции, требуется регулярное обновление – ремонт, новая фишка.

У «Дикой лошади» такой фишкой стал живой звук. К живым выступлениям мы тяготели изначально: неслучайно клуб расположился на месте бывшей уличной танцплощадки. С самых первых дней заведения в зале выступала группа, которая впоследствии превратилась в наш фирменный коллектив «Ерш-бэнд».

Но хотелось приглашать и других исполнителей. Однако для этого требовалось установить профессиональное концертное оборудование. За ним мы специально ездили на выставку во Франкфурт-на-Майне, в итоге выбрали англичан – заказали аппаратуру топовой на этом рынке компании «TurboSound». «Спец» в этом деле – основатель «Asia Music» Борис Рожанский – когда пришел в клуб уже после установки оборудования, присвистнул: «У тебя теперь под потолком несколько мерседесов».

– Кого пригласили первым делом?

– Сначала «Агата Кристи» приехала, следом – «Мумий Тролль». Они, кстати, регулярно приезжают к нам презентовать свой очередной альбом. Из последних приезжал Бутусов, недавно выступали Константин Никольский и «Крематорий».

– Пользуетесь служебным положением, чтобы пригласить своего любимого артиста?

– Нет. Если раньше мы сами приглашали артистов, выступали, так сказать, в качестве антрепренеров, то теперь отдали этот процесс на откуп профессионалам. Иначе специальный отдел придется «заводить» – очень трудозатратное мероприятие приглашать музыкантов.

А так, лично мне очень бы хотелось послушать Владимира Кузьмина. Недавно он, кстати, выступал в Иркутске, но, к сожалению, не у нас.

– Какой проект самый любимый?

– Сейчас – работа над созданием вольерного хозяйства по разведению диких животных, который мы развиваем на базе Прибайкальского национального парка. Уже завезли несколько кабанов, косуль. Ждем снежных барсов. Параллельно ведется работа над тем, чтобы эти труды не пропали даром – готовим программу, корректирующую поголовье волков в наших лесах. Для меня это не коммерческий проект, своего рода творческая реализация.

– А какой из проектов самый прибыльный?

– Обычно я не выделяю прибыльность отдельного направления. В комплексе центр отдыха зарабатывает примерно 30% от вложенного, каждый из бизнесов приносит от 10% до 50%. Наименее доходным остается спортивное направление. Самым прибыльным – безусловно, развлекательный бизнес. Клуб «Дикая лошадь» по финансовым показателям обходит даже ресторан «Париж».

Но сейчас конкуренцию ему вполне может составить новый проект компании – торгово-развлекательный комплекс «Юбилейный». Планируется построить 4-этажное здание общей площадью 24 тыс кв.м. Это будет девелоперский проект компании, хотя на фуд-корт ТРК вполне может зайти один из наших ресторанных бизнесов.

– Какой стиль управления нужен, чтобы обеспечить успех развлекательно-ресторанного центра?

– Не секрет, что основная проблема этой ниши – кадры. До 70% прибыли может банально разворовываться из-за плохой организации. Поэтому честность сотрудников стоит на одном из первых мест. А хорошо организованный контроль за персоналом – система учета, тайные покупатели – помогает избежать проколов, связанных с нечестностью сотрудников. Неслучайно я работаю в том же здании, где располагаются клуб и ресторан. И не только из-за шикарного вида из окна.

Кроме того, считаю, что каждый человек должен быть полезен – в этом залог эффективности любого проекта. Не только ресторана или клуба.

– Каким образом строится ваш рабочий график?

– У меня нет постоянного  графика на каждый день. Он часто корректируется по ситуации. Иногда приезжаю в офис к обеду, иногда – с утра уже на работе. На обед обычно иду в одно из своих заведений. Своего рода ежедневная проверка качества.

Вот сегодня, к примеру, большая часть дня будет посвящена обсуждению торгового комплекса.

– На спорт время находите?

– Стараюсь каждое утро заниматься. У себя дома под спортзал оборудовал отдельную комнату. Спортсмены бывшими не бывают, поэтому силы воли достаточно, чтобы самому заниматься, без надзора тренера. В бизнесе спортивный опыт тоже помогает: есть навык правильно рассчитать силы, систематизировать время.

А вот отдыхать я предпочитаю все же на природе. Рыбалка, охота – мой любимый способ разрядиться и перезагрузиться.

– Какие ниши сейчас перспективны, а в какие отрасли в Иркутске уже поздно заходить?

– Не нужно думать, что бизнес-ниши в городе уже все перепаханы и поделены. И, думаю, зря начинающие предприниматели делают ставку исключительно на новые отрасли. Главное – трудолюбие и фишка, отличающая вашу компанию от конкурентов. Ну, и точный расчет, конечно.

Что касается вопроса – на какие деньги развивать бизнес, брать или не брать кредит – на него предприниматель должен ответить сам: нужна ему фабрика через 5 лет, но за кредитные деньги, или пока достаточно небольшого производства, а фабрика – пусть будет через 25 лет, но за «свои».

Никита Змановских, Газета Дело

Биографическая справка

ПАНЬКО АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ родился 1 октября 1971 года в Иркутске. С девяти лет занимался конькобежным спортом, два года учился в Алма-Ате в школе олимпийского резерва. Окончил Иркутский политехнический институт.
В 1990 году устроился работать на стройку, а через два года организовал строительный кооператив «Успех». В 1998 году  приобрел находящийся на грани ликвидации цех по деревообработке в предместье Марата. Сейчас это производственно-складской комплекс «Сиблесстиль». В 2002 году купил горнолыжную базу, где за шесть лет создал центр отдыха «Ерши».  Весной 2007 года был избран депутатом Думы Иркутска по 35-му избирательному округу. В 2009 году избран президентом федерации конькобежного спорта Иркутской области.
 

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное