Новости

Туроператоров списали на расходы. Отказ от поездки может быть оплачен лишь частично

Вопросом "о поиске баланса прав на рынке туристических услуг" назвал президиум ВАС рассмотренный им в минувшем январе спор между ООО "РПЛ-Ярмарка" и ООО "Атернум". Еще в 2010 году компания "РПЛ-Ярмарка" заказала для своего гендиректора и его супруги в агентстве "Атернум" тур в Карловы Вары за 451 тыс. руб. Агентство забронировало этот тур у оператора "Богемия Сервис", но затем клиент отказался от поездки. Агентство вернуло ему только 391 тыс. руб., сославшись на заключенный с туроператором агентский договор. По нему с агентства при отказе от уже забронированного тура взимается неустойка. А в договоре между агентством и клиентом уже было прописано, что при аннуляции тура заказчик компенсирует все фактически понесенные расходы, в том числе штрафные санкции туроператору.

"РПЛ-Ярмарка" обратилась в суд. Первая инстанция признала правоту клиента. Апелляционная, наоборот, встала на сторону агентства, кассационная -- вновь "РПЛ-Ярмарка". Президиум ВАС в январе оставил в силе решение и постановление судов первой и кассационной инстанции . В опубликованном на минувшей неделе полном тексте своего постановления ВАС разъяснил свою позицию.

ВАС напоминает, что в соответствии с законом "Об основах туристской деятельности в РФ" реализация туристического продукта производится согласно договору, который должен соответствовать российскому законодательству. ВАС ссылается на пункт 1 статьи 782 Гражданского кодекса (ГК): заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Из той же статьи 782 ГК следует, что заранее установленные суммы штрафов не подлежат взысканию при отсутствии их фактической оплаты.

В данном конкретном споре каких-либо доказательств оплаты штрафа гостинице агентство не предоставило, следовательно, его фактические расходы не подтверждены, констатировал ВАС.

"Странно, что агентство изначально не запросило у оператора документы, подтверждающие перечисление денежных средств туристов отелю",-- отмечает руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России Надежда Ефремова. "Мы всегда при отказе клиента от тура отправляем агентству такие документы. Это стандартная процедура",-- говорит президент оператора "Натали турс" Владимир Воробьев.

"То, что мы не запросили у "Богемии Сервис" документы и не привлекли оператора третьим лицом по делу, было нашей ошибкой",-- признает гендиректор "Атернума" Роман Блохин.


Сергей Соболев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное