В январе Минэнерго, напуганное бензиновым кризисом прошлого года, предписало вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) создать к апрелю резервы бензинов в 1,7 млн тонн, чтобы устранить любую возможность возникновения дефицита топлива на внутреннем рынке. Компании послушно перевыполнили этот план -- по данным Минэнерго, запасы бензинов на 4 апреля составляли около 1,87 млн тонн, что почти в полтора раза превышало показатель на аналогичную дату 2011 года. Чиновники Минэнерго, как и многие аналитики, считали наличие высоких запасов основной причиной снижения цен на бензин в первом квартале 2012 года -- наряду с повышенной экспортной пошлиной.
Нефтяники же решили придержать бензины на НПЗ и нефтебазах, ожидая, когда цены на топливо будут более комфортными. Сохраняя запасы на нынешнем рекордном уровне, ВИНК на фоне сезонного роста спроса не торопятся наращивать предложение бензинов на бирже. За прошлую неделю стоимость АИ-95 на российских биржах увеличилась в среднем на 2,8%, или 910 руб. за тонну, биржевые цены на АИ-92 выросли на 3%, или 915 руб. за тонну (по данным ИАЦ "Кортес").
"Компании пытаются немного разогреть рынок,-- полагает директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков.-- Они понимают, что через две недели начнется контрактование на май -- а это месяц достаточно хорошего спроса,-- и терять свою потенциальную выгоду не хотят. Причем цену они будут разгонять в оптовом и мелкооптовом звене, розницу они пока вряд ли будут трогать". Увеличение оптовых цен при сохранении розничных на нынешнем уровне угрожает рентабельности независимых АЗС.
При этом, по его мнению, нефтяные компании контролируют ситуацию и не допустят повторения топливного кризиса 2011 года. "Никакого дефицита не будет. Нефтяники наверняка учли опыт прошлого года, когда они просто не могли в ряд регионов доставить бензин из-за логистики. А сейчас у них достаточно большие резервы на НПО (объектах нефтепродуктообеспечения.-- "Ъ"). "Когда количество нефтяных компаний ограниченно, а ориентир и сбытовая политика у них одна, что тут удивляться, если они действуют одинаково. Это абсолютно маркетинговая ситуация. В ней нет ничего необычного -- она прямое следствие того, что ряд сдерживающих факторов был нерыночным",-- говорит господин Строков.




SIA.RU: Главное