Законопроект, внесенный правительством РФ, вносит изменения в Арбитражный процессуальный, Налоговый, Трудовой кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О сельскохозяйственной кооперации", "О рынке ценных бумаг" и "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
Законопроект направлен на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, в части, посвященной процедурным вопросам урегулирования так называемых корпоративных споров. Основными идеями, реализуемыми в законопроекте, является обеспечение непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении хозяйственных споров; предоставление лицам, участвующим в корпоративном споре, права и законные интересы которых могут быть нарушены, широких возможностей вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом; повышение уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам.
Комитет по собственности, поддержав законопроект, тем не менее, отметил необходимость его доработки ко второму чтению. В частности, комитет предлагает определить процессуальный статус заявителей по косвенным искам, соотношение со статусом юридического лица, в интересах которого предъявлен косвенный иск.
Также предлагается дополнить законопроект нормами, устанавливающими минимальные уровни встречного обеспечения по искам неимущественного характера, широко распространенным в корпоративных спорах, в частности, по искам о признании недействительными решений органов управления юридического лица, сделок юридического лица и т.п.
Комитет не поддерживает предложение правительства о том, чтобы иски и заявления по корпоративному спору, связанному с признанием недействительным выпуска эмиссионных ценных бумаг, в том числе с признанием недействительными актов госорганов о госрегистрации выпуска и отчета об итогах выпуска, принимались и рассматривались по месту нахождения соответствующего регистрирующего органа.
Комитет считает по всему тексту законопроекта необходимым доработать нормы, касающиеся сокращенных сроков исковой давности для .!& +." -(o решений органов управления юридического лица, сделок, для которых установлен особый порядок /крупных и заинтересованных/, выпусков ценных бумаг, ненормативных правовых актов регистрирующих госорганов, принимаемых в связи с регистрацией юридических лиц и выпусков ценных бумаг.
Комитет предлагает законодательно описать механизмы "исцеления" юридического лица, созданного с теми или иными нарушениями, если эти нарушения обнаруживаются за рамками сроков на обжалование юридических фактов, лежащих в основании создания юридического лица.
Комитет считает, что законопроект необоснованно ограничивает ответственность юридического лица и регистратора за причиненные акционеру убытки, возникшие из невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами, в связи с ненадлежащим исполнением порядка поддержания системы ведения и составления реестра акционеров. В частности, отсутствует ответственность перед акционером за убытки, возникшие вследствие других нарушений, например, в случае утраты прав на ценную бумагу.
Комитет считает необходимым уточнить изменения, вносимые в ст 26 закона "О рынке ценных бумаг" и ст 3 Трудового кодекса.
Комитет считает целесообразным дополнить законопроект положениями, уточняющими правовое регулирование учетной системы рынка ценных бумаг - регистраторов и депозитариев. В частности, определить понятие и правовой статус реестра владельцев ценных бумаг, устранить возможности фиктивной утраты реестра и противоправного "восстановления" реестра, приводящего к нарушению прав владельцев ценных бумаг, разработать судебную процедуру /сходную с вызывным производством/, которая бы позволяла восстанавливать права на ценные бумаги в тех случаях, когда утрата реестра произошла по объективным причинам.
Кроме того, предлагается законодательно закрепить способы защиты прав владельцев ценных бумаг, права на которые учитываются записью на счете, при несанкционированном списании ценных бумаг со счета. Также комитет предлагает уточнить особенности правового положения добросовестного приобретателя ценных бумаг, в том числе определить возможность, условия и порядок истребования ценных бумаг в случае списания их помимо воли владельца.
Комитет считает необходимым более четко определить характер и объем ответственности регистратора и эмитента перед зарегистрированными лицами за нарушение порядка ведения реестра, в том числе за несанкционированное списание ценных бумаг со счета. При этом предлагается допустить возможность проверки регистратором полномочий лица, обращающегося с распоряжением о списании ценных бумаг и предусмотреть обязательное страхование профессиональной ответственности регистратора.
Ко второму чтению должен быть решен вопрос о судьбе ценных бумаг, связь с владельцем которых в течение длительного времени утрачена эмитентом /регистратором, депозитарием/.
Комитет считает целесообразным внесение поправок в уголовно- процессуальное и административное законодательство, которые, обеспечивая эффективное уголовное преследование или административное разбирательство в связи с правонарушениями по поводу ценных бумаг, вместе с тем исключали бы возможность изъятие на длительное время оригинальных документов по учету прав на ценные бумаги, чтобы не препятствовать обороту последних. Для этого предлагается законодательно оформить создание специальных резервных копий, имеющих доказательное значение, предусмотрев при этом нормы об ответственности регистраторов и депозитариев за нарушение правил, обеспечивающих достоверность таких копий и их сохранность.
Прайм-ТАСС 22.03.2007




SIA.RU: Главное