Новости

Как президент и правительство нас запутали. Одобрив бюджет, российские власти неожиданно принялись за обсуждение радикальных налоговых новаций

Одобрив бюджет, российские власти неожиданно принялись за обсуждение радикальных налоговых новаций. Скорее всего, эти дискуссии ничем не закончатся, разве что опять раскроют секрет Полишинеля: ни в Кремле, ни в Белом доме нет ясного видения экономической политики.


МАКСИМ КВАША

Одно из главных (обычно негласных, но иногда и закрепленных внутренними кодексами) правил деловой журналистики: нельзя признаваться читателям, что чего-то не понимаешь. Всегда надо излагать историю максимально ясно, четко ставить вопросы и отвечать на них. Сегодня мы вынуждены это правило нарушить и честно признаться: мы запутались. Речь о последних налоговых инициативах властей.

Началось все с того, что на встрече с Владимиром Путиным российские депутаты попросили его отменить транспортный налог. Само по себе это звучит абсурдно: право законодательной инициативы у них никто не отбирал. Впрочем, не важно, поддержка президента явно не помешает, тем более в России.

А Путин возьми да и согласись с идеей, что вполне достаточно акциза на бензин. В этом вопросе "Деньги" однозначно на стороне президента: действительно справедливо, что больше платит тот, кто больше ездит. К тому же по букве и духу налогового законодательства одно и то же нельзя облагать разными налогами. А хозяева более дорогих машин уже заплатили больше за владение ими при покупке -- в форме других налогов, а теперь еще и утилизационного сбора.

Есть, впрочем, нюансы. Во-первых, одно из самых заметных предвыборных обещаний нынешнего президента -- налог на роскошь. Вводить его планировалось, увеличивая транспортный налог для более дорогих машин. Точнее, для машин с большим объемом двигателя, или же -- после определенной модификации законодательства -- более мощных. Трудно поверить, что после стольких лет выполнения (пусть и в искаженной форме) своих обязательств Путин все же оказался хозяином своего слова: хочу -- даю, хочу -- беру обратно. Во-вторых, Минфин и Минтранс, как оказалось, проигнорировали позицию начальства и, как следует из слов Антона Силуанова, продолжили обсуждение модификации транспортного налога.

Ждать ли теперь его отмены? Откровенно скажем: не знаем. Впрочем, мы обратили внимание, что в Москве стало гораздо больше машин с номерами из других регионов, включая, например, Читу: это ж настоящее приключение -- туда доехать. Ларчик открывается просто: все больше автовладельцев регистрирует машины в регионах, в которых ставка налога меньше.

А премьер Дмитрий Медведев задал нам другую загадку. Предложил в очередной раз вернуться к дискуссии о замене НДС налогом с продаж. Члены РСПП, перед которыми он собственно и развернул столь захватывающую перспективу, предпочли отмолчаться.

Для себя мы определили: на эту дискуссию мы готовы всерьез обратить внимание лишь в одном случае -- если в качестве главного аргумента будут использоваться реалистичные оценки уклонения от НДС. Потому что убеждены: именно этот тип воровства -- главный источник финансирования и "серых" зарплат, и взяток, и стремительного обогащения менеджеров госкомпаний.

Медведев на сказанном не остановился: еще и обвинил предыдущий кабинет в ошибке в расчетах, поэтому, дескать, теперь приходится переделывать пенсионную систему. А чтобы никто не подумал, что он обвиняет предыдущего премьера, пресс-секретарь Наталья Тимакова специально разъяснила, что имелся в виду Михаил Касьянов.

Бывший глава Минфина Алексей Кудрин не смог смолчать и мягко предположил, что в основе обвинений Медведева лежит ошибка помощников. До популярного мема "набрали в маршрутках по объявлению", впрочем, дело не дошло. Подобная мягкость объяснима: Кудрин не может не понимать, что надежды на доходность частных пенсионных накоплений были завышены.

Возможно, не столь важно до последней буквы и цифры разбираться, кто, когда и в чем ошибся. Важно другое: запутались не только и не столько мы, запутались сами власти. Причем не только в налоговых вопросах, в экономической политике в целом.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное