Новости / Свое дело

СВОЕ ДЕЛО. Сергей Снарский превратил свое увлечение антиквариатом в бизнес еще в начале 90-х. Его магазин и по сей день остается единственным на местном рынке старины

СВОЕ ДЕЛО
 

Продавец времени

Сергей Снарский превратил свое увлечение антиквариатом в бизнес еще в начале 90-х. Сегодня он известный в Иркутске антиквар, а его магазин по-прежнему остается единственным на местном рынке старины. Антикварный бизнес не является сверхприбыльным, говорит предприниматель. Но если заниматься делом с удовольствием, то прокормиться можно в любой нише, уверен он.

В 1992 году Сергей Снарский оставил актерскую деятельность (до этого он 15 лет проработал в Иркутском театре юного зрителя) и открыл первый в Иркутске антикварный магазин. Снарский говорит, что это был один из первых магазинов подобного рода в стране. Тогда в антикварный бизнес его привели необходимость заработка и давнее увлечение старинными предметами искусства.

Неопытному предпринимателю кое в чем даже везло первое время, говорит он. "Мы арендовали помещение под магазин в здании Союза художников, но аренду за нас платили наши соседи -- фирма 'Иркутскпромтехника': мы продавали их товар", -- вспоминает Снарский.

Первый ассортимент "Антиквара" (так называется магазин Снарского) начинался с того, что ему приносили друзья и знакомые. Позже в необычную лавку потянулись и обычные граждане: узнав, что магазин скупает старинные вещи, люди понесли в "Антиквар" то, что у них давно хранилось на чердаках и в кладовках -- самовары, статуэтки, иконы и так далее.

Сегодня перечень товаров несравнимо шире -- от значков и открыток до дорогих картин и икон. На покупку некоторых предметов стоимостью до нескольких миллионов рублей приходилось даже брать кредиты в банках. Но это было до кризиса, говорит Снарский, сегодня он себе такого не позволяет. "Брать кредит для нас -- непосильная ноша. Торговля антиквариатом не настолько рентабельна", -- убедился он. Иной раз приходилось продавать вещи с дисконтом, чтобы на вырученные деньги вовремя внести платеж по кредиту. "В нашем деле быстрого оборота не бывает. Некоторые предметы могут ждать своего покупателя годами", -- объясняет Снарский.

Но не обходится и без приятных исключений. "На моей памяти была только одна быстрая сделка, которая заняла всего 10 минут. В магазин принесли статуэтку Будды, а спустя несколько минут позвонил постоянный покупатель и оказалось, что он ищет именно такую вещь! Но повторюсь, это почти мистическое совпадение."

Торговая наценка на антиквариат может достигать 75%, говорит Снарский, хотя обычно сверху накидывается не более 25%. При этом в ходе торга с покупателем цена может и снижаться. Если выгода антиквара составляет 50% и более -- это считается большой удачей, говорит он.

До кризиса Снарский старался работать и с аукционами европейских стран. К примеру, в одной из поездок в Мюнхен он приобрел рубль времен царствования Петра I (на профессиональном сленге "солнечник"). На рынке его цена может доходить до нескольких сотен долларов. Однако в Иркутске продать монету удалось только заезжему туристу из Москвы, которому цена показалась не такой высокой, какой она могла быть в столице.

Почти все клиенты магазина -- местные жители, иркутяне, говорит антиквар. "Хотя наши клиенты уже давно переросли в друзей. Наши отношения больше напоминают клубную деятельность, нежели коммерческую. Для остальных, не коллекционеров, покупка старинной вещи -- это возможность приобщиться к роскоши. Но такие клиенты практически полностью ушли из-за кризиса", -- рассказывает он.

По подсчетам Снарского, в кризис продажи магазина снизились на 50%. Настолько же снизился и средний чек (но его размер Снарский не стал оглашать). Правда, с сентября этого года, по его наблюдениям, ситуация потихоньку начала выправляться.

С момента открытия "Антиквара" в Иркутске прошло уже 18 лет, но подобных ему заведений в городе нет и по сей день. Снарский считает, что это объясняется узостью рынка: "Такого спроса, чтобы обеспечить работой еще один или два магазина, в Иркутске просто нет. Я знаю, что периодически антикварные лавочки открываются, но потом быстро закрываются. Уж так сложилось, видимо, что мы имеем преимущество в виде возраста".

Самое ценное в профессии антиквара -- это знания, которым нигде не учат, и которые можно получить только опытным путем, убежден Снарский. По его словам, продавец антиквариата должен не только уметь оценить стоимость предмета, но и увидеть его потенциальную ценность для покупателя. "Для этого нужно много покупать и продавать самому", -- говорит он и добавляет: "У нас, как и в модной индустрии, есть сезонные тенденции, которые нужно вовремя угадать. Не угадал -- и ты в пролете до следующего тренда".

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное