Новости / Свое дело

Ежедневно товары и услуги в интернете ищут более 100 тысяч покупателей из Иркутской области, сообщает в своем исследовании компания Яндекс. Как иркутские компании используют интернет в качестве дополнительного механизма продаж

СВОЕ ДЕЛО

Мой адрес - не дом и не улица

Ежедневно товары и услуги в интернете ищут более 100 тысяч покупателей из Иркутской области, сообщает в своем исследовании компания Яндекс. Очень часто спрашивают и про "интернет-магазины Иркутска", говорится в отчете. Как иркутские компании используют интернет в качестве дополнительного механизма продаж? Корреспондент газеты "Дело" оценил два иркутских проекта в сфере интернет-торговли и убедился, что хотя затраты на запуск интернет-магазина могут быть невелики, отдача от них появляется только при грамотном продвижении проекта.

Продукты питания

ООО "Пятая армия" торгует деликатесами оптом в Иркутской области с 2000 года. Основная клиентура -- магазины и рестораны. "Но всегда хотелось развить еще и розничное направление", -- рассказывает специалист по маркетингу и рекламе "Пятой армии" Анна Попова. Частные покупатели у компании были, но для активных продаж ее офис-склад располагался слишком далеко от торговых районов города (пос.Дзержинск, 5 км от Иркутска). К тому же быстро обслуживать покупателей не было возможности -- на оформление одной покупки уходило до часа клиентского времени.

Между тем идея открыть магазин в городе сулила большие затраты. "Во-первых, понадобилось бы помещение большой площади, а во-вторых, специальное оснащение, так как продукция требует определенных условий хранения. Проще говоря, магазин пришлось бы оборудовать полностью, как наш склад, а это дорогое удовольствие", -- рассказывает собеседница.

Однако на тот момент у компании был свой сайт в интернете, предназначенный для тех, кто хочет ознакомиться с продукцией и рецептами ее приготовления. Поэтому открыть магазин было решено в интернете. В свое время на изготовление сайта было затрачено около 10 тыс руб, чтобы переделать его под функции интернет-магазина понадобилось еще 40 тыс руб. По сравнению с затратами на реальную торговую точку эта сумма была несопоставимо меньше.

Для раскрутки виртуального магазина "Пятая армия" заказала рекламу на радио, изготовление печатных буклетов, размещение flash-баннеров на популярных иркутских сайтах. Самой эффективной оказалась радиореклама, на втором месте -- "сарафанное радио": после радиороликов статистика посещений сайта сразу выросла до 220 посетителей в день. Собеседница уверяет, что ежемесячно компания тратит на рекламу не более 25 тыс рублей. "К примеру, когда мы размещаем рекламу в интернете, мы ориентируемся не на раскрученность площадки, а на качество аудитории. Для нас получается выгоднее и эффективнее размещать рекламу на сайтах, где общаются молодые мамочки или автолюбители, чем, к примеру, на популярных региональных порталах. Там мы за эти деньги могли бы разместиться на один день, а на целевых сайтах -- месяц. Иногда торгуемся, предлагаем партнерский обмен рекламой".

"Первые месяцы, еще до активной рекламы, в нашем интернет-магазине мы получали по 1-2 заявки в день. Сейчас, через 7 месяцев -- до 20 заявок ежедневно. Средний чек вырос с 1000 до 15000 рублей. Максимальная сумма может достигать 50000 рублей. Сейчас, перед новогодними праздниками объем вырос до 25 покупок в день", -- рассказывает Попова. С выходом на розничные продажи компании пришлось также расширить ассортимент и начать закупать товары в малых упаковках и тарах.

Трудностью для магазина оказалась то, что для многих интернет-пользователей покупка в интернете остается чем-то непонятным, а отсюда и подозрительным. "Процедура покупки в интернете многим людям кажется неясной. Что происходит, когда нажимаешь на кнопку 'купить'? Как производится расчет? Что делают с данными, которые я внес?", -- объясняет собеседница. В итоге схему покупки сделали максимально простой: на сайте оформляется только заявка, никаких денежных перечислений не производится, товар оплачивается наличными при получении у курьера.

"Программисты предлагают ввести оплату электронными деньгами, но мы считаем, что клиент пока не готов", -- рассказывает Анна. Кроме того, клиентам важно иметь контакт с продавцом. Многие постоянные покупатели, даже имея возможность оформить покупку в интернете, предпочитают приезжать за продуктами на склад -- чтобы рассмотреть товар, спросить совета у консультантов.

Оптика

Денис Лобастов работал менеджером по закупкам в одном из иркутских салонов оптики. Проработав на рынке несколько лет, он решил открыть свой магазин. Не последнюю роль в этом сыграли и налаженные хорошие контакты с поставщиками. И изначально организовать торговлю предприниматель решил через интернет. "Так выходило намного дешевле, чем арендовать помещение", -- объясняет он.

Начальные расходы на проект составили 130 тыс руб. Из них непосредственно на запуск сайта ушло только 30 тыс руб. "При этом сам сайт обошелся в 6 тысяч рублей: я делал его сам, поэтому потратился только на покупку домена и хостинг. Еще 24 тысячи [рублей] ушли на рекламу -- ролик на телевидении и баннеры на местных сайтах", -- перечисляет он. Большая часть затрат -- 100 тыс руб -- пошла на закупку товара.

"Экономия на организации торгового места позволяет продавать на 10-20% (в зависимости от товара) дешевле, чем в салонах, -- подсчитал Денис. -- Некоторые дорогие бренды продавать дешевле не получается: к примеру, продукцию Johnson&Johnson или однодневные линзы Acuvue. А вот самые ходовые линзы недорогой Optima у меня на 20% дешевле, чем в среднем по городу". При этом доставка товара на сумму от 900 рублей бесплатна: "Если дешевле 900 [рублей] -- доставка обойдется в 80 рублей. У нас в Иркутске даже такси дороже. К тому же чаще всего покупают на сумму около 1000 рублей -- столько стоит 1 комплект недорогих линз", -- подсчитывает собеседник.

Свое предприятие "Irk-optika" Денис Лобастов зарегистрировал 3 месяца назад. Однако пока, несмотря на проведенную рекламу и низкие цены, оборот бизнеса невысок. "Сейчас у меня выходит две покупки в неделю, -- признается Лобастов. -- Постепенно прихожу к выводу, что без реального салона не обойтись". В то же время, он понимает, что с открытием магазина затраты сильно вырастут -- на штат продавцов, аренду и так далее.

Поэтому сначала предприниматель планирует развить существующую площадку: доработать сайт до магазина с интерактивными функциями (сейчас сайт содержит только список товаров). Заказы будут приниматься и через сам магазин, и по телефону.

СИА

 

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное