Российские банки готовы принять «кипрские» деньги, как только лимиты на перевод, установленные Кипром, будут смягчены, считают эксперты, опрошенные порталом Банки.ру. Но перевести средства на свои счета за пределы островного государства будет сложно. Придется доказывать, что деньги перечисляются не с целью вывода, а для обеспечения бизнес-процессов или на неотложные личные нужды.
Сейчас для перевода средств физических лиц из кипрских банков в Россию (если сумма не превышает 200 тыс. евро) необходимо получить разрешение специальной комиссии Центрального банка Кипра. Решение о проводках свыше 200 тыс. евро принимается ЦБ в индивидуальном порядке. При этом безналичные операции до 5 тыс. евро можно проводить свободно. Тем, у кого на счетах кипрских банков «зависли» крупные суммы, от этого, понятно, не легче. Тем более что отмена в ближайшее время Кипром ограничений по совершению банковских операций, прежде всего по снятию наличных, — еще под вопросом.
Сопротивление бесполезно
Тем не менее пытаться нелегально вывести деньги с Кипра эксперты, опрошенные порталом Банки.ру, настоятельно не рекомендуют. Если махинация вскроется, средства все равно будут изъяты, а нарушителям грозит суровое наказание, в том числе уголовное. «Все операции буквально под микроскопом отслеживаются Центробанком Кипра, так что ничего скрыть невозможно, — предупреждает директор аналитического департамента ИГ «Норд Капитал» Владимир Рожанковский. — Тех, чьи средства превышают 100 тысяч евро, утешить нечем. Еще в 2009 году было ясно, что Кипр — мина замедленного действия. Что-либо предпринимать, в первую очередь в отношении того, где держать деньги и через счета банков какой страны осуществлять операции, надо было раньше». При этом все понимают, что ситуация из ряда вон выходящая. «Несомненно, своими действиями Кипр нарушил Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1952 года, гарантирующую защиту права собственности, — комментируют аналитики компании Lionstone Investment Services. — Ситуация неутешительная, и мы вынуждены признать, что, скорее всего, списанную часть средств вкладчикам вернуть будет сложно».
Эксперты Lionstone подсказывают, что теоретически крупный кипрский вкладчик может обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся на подобных финансовых вопросах. «Сейчас в России, насколько нам известно, ведет деятельность ряд так называемых фондов конфликтных инвестиций, которые работают с кипрскими счетами по схеме «финансирование иска». Размер вознаграждения при таком партнерстве составляет около 30% от возвращаемых средств, но он может быть и больше. И занять такая процедура может месяцы, а то и годы», — говорят в Lionstone.
…а с бумажкой — человек
Партнер компании O2 Consulting Жанна Томашевская дает ряд советов тем, кто рад бы перевести свои деньги с Кипра в Россию. «Все кипрские банки рекомендуют и юрлицам, и физлицам, во-первых, пользоваться платежными поручениями (документально оформленное распоряжение владельца счета банку перевести кому-либо определенную сумму. — Прим. ред.), так как система интернет-банкинга может не работать, — рассказала Томашевская. — Во-вторых, подготовить подтверждающие документы, обосновывающие экономический смысл сделки, будь то договор займа, вклад, приобретение недвижимости, увеличение уставного капитала компании, решение о выплате дивидендов. Тогда у кредитной организации не будет повода придраться. А в отсутствие таких документов кипрский банк может отказать клиенту в операции по перечислению средств».
Большие проблемы, предупреждает Томашевская, возникают с переводом денег клиентами кипрских банков на собственные счета за пределами островного государства. «Это касается любой страны, в том числе России, — продолжает она. — Как показывает наша практика, банк отказывает в таких операциях, мотивируя это тем, что в них нет насущной необходимости. Поэтому я рекомендую при обращении в кипрский банк применять способы перечисления средств, которые уже были использованы ранее. Например, перевод денег контрагенту, которому до этого уже был адресован платеж, или на основании платежа, аналогичного предыдущим. Банк, скорее всего, будет иметь меньше оснований, чтобы задерживать такие выплаты, поскольку он может считать, что клиент продолжает текущую деятельность, а не намерен банально вывести деньги. Велика вероятность, что новые и нетипичные сделки могут вызвать вопросы и затруднить перевод средств».
Дело техники
Партнер консалтинговой компании Paragon Advice Group Александр Захаров призывает тех, кто открыл счета на Кипре в соответствии с установленным законом РФ порядком, в том числе уведомил об этом налоговый орган, действовать по правилам, которые вводит кипрская сторона. А в случае с принудительным обменом вкладов на акции Bank of Cyprus обратиться к кипрским юристам, которые предлагают пострадавшим подать иск в местный суд и получить определение о запрете любых операций с их средствами на депозитах. По сведениям Захарова, несколько таких определений уже есть. «Конечно, ни один кипрский суд в итоге не примет решение, противоречащее государственному закону. Но после прохождения всех уровней судебного разбирательства на Кипре вкладчики смогут обратиться в Европейский суд по правам человека, — рассуждает Захаров. — Однако иск — это официальное признание наличия средств в кипрском банке, а раскрываться готовы далеко не все».
Тем, кому, по сути, уже нечего терять, Захаров советует обращаться в компании, действующие за пределами Кипра, которые предлагают вкладчикам банков островного государства уступить право требования получения средств (заключить договор цессии). «Технически такую сделку можно оформить задним числом, то есть датой, предшествующей принятию властями Кипра решений о замораживании счетов, — сообщил Захаров. — Правда, дисконт очень значительный — до 90% от суммы, замороженной на счете. Но вкладчики получат хоть что-то, а покупатели сформируют пакеты требований к Кипру на основании двусторонних соглашений между странами о защите инвестиций. Увы, такое соглашение между Кипром и Россией хотя и было подписано в конце девяностых, но до сих пор не ратифицировано».
Вопросы есть?
Гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова не сомневается, что Россия довольно легко примет «кипрские» деньги. «Это не проблема — нам не грозят санкции со стороны ЕС, — объяснила она. — Максимум, что может случиться, — госбанки и другие крупные кредитные организации при поступлении значительных сумм (свыше 600 тысяч рублей), возможно, зададут вопросы». В любом случае, советует Смирнова, выводить деньги с Кипра надо по-умному. «Не напрямую с Кипра. Сначала имеет смысл перевести деньги на брокерский счет, открытый, разумеется, не на Кипре, а в другой стране, подержать их там несколько месяцев, а потом уже направить в российский банк, который расценит эти средства как зарубежную инвестицию. К такой сделке вряд ли будут претензии», — считает Смирнова.
По ее мнению, на Кипре больше ловить нечего. «Как только снимут ограничения, деньги надо выводить. Хотя бы потому, что далеко не факт, что проблемы островного государства закончились. Даже если оставить деньги на Кипре, что с ними делать дальше? — размышляет гендиректор «Персонального советника». — Хранить небезопасно, а большинство стран к «кипрским» деньгам теперь относится с подозрением. Даже сделку по покупке недвижимости (если она совершается, конечно же, не на самом Кипре) через счета островного государства уже не проведешь. Например, европейские юристы начнут выяснять происхождение денег и, обнаружив, что они «кипрские», сделку не допустят».
Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru




SIA.RU: Главное