Новости

Промышленные металлы -- "канарейка в шахте" для экономики. Еще до того, как все почувствуют удушающее воздействие кризиса, его испытает на себе этот рынок

О чем поет нержавейка
 
Рынок промышленных металлов переживает спад, сравнимый с кризисом 2008-2009 годов. Возможно, эта отрасль предсказывает нелегкое будущее глобальной экономики. А для российских металлургов тяжелые времена уже настали.


АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Канарейки в китайской шахте

В жаргоне финансистов есть выражение "канарейка в шахте" (canary in the mine). Раньше канареек использовали для обнаружения в шахтах метана и угарного газа: даже от незначительной их примеси в воздухе эти птицы гибнут.

Промышленные металлы -- "канарейка в шахте" для экономики. Еще до того, как все почувствуют удушающее воздействие кризиса, его испытает на себе этот рынок. Металлы используются в основном как сырье для строительства и машиностроения, то есть для инвестиций. Хороший спрос на них означает много построенных небоскребов, кораблей, экскаваторов и железных дорог в будущем, а значит, экономический рост в перспективе. Плохой спрос -- остановку строек и стагнацию в машиностроении, то есть грядущий застой.

Если исходить из этой схемы, мировую экономику в ближайшем будущем не ждет ничего хорошего. Металлы уже предсказали кризис 2008 года. Цена на никель достигла пика -- $54,2 тыс. за тонну -- в апреле 2007-го, но учуяла кризис раньше всех и с тех пор практически безостановочно снижалась до конца 2008-го, опустившись ниже $10 тыс. Зато первой почувствовала и мировое восстановление, поднявшись почти до $30 тыс. в начале 2011-го. Медь превысила $8 тыс. за тонну тоже в начале 2007 года, болталась чуть выше этого уровня до конца июня 2008-го, упала ниже $3 тыс. в декабре 2008-го, с тех пор ожила, и даже настолько поверила в новый рост, что достигла нового пика -- $10 тыс.-- в январе 2011-го. Похожую динамику показывали и другие торгуемые на биржах металлы и их производные -- стальные окатыши, олово, свинец, цинк.

В первой половине текущего года канарейки запели особенно тревожно. Металлы оказались в лидерах падения среди сырья с начала года. Причины? Охлаждение экономики Китая и двойное перепроизводство в стране. Во-первых, в секторе строительства и машиностроения, во-вторых, перепроизводство самих металлов. А Китай, по данным BHP Billiton,-- основной мировой потребитель железной руды (66% мирового спроса), алюминия (45%), никеля (44%) и меди (42%).

Что будет в случае весьма вероятного дальнейшего ослабления китайской экономики? Экономисты Barclays в недавнем исследовании "What a China Hard Landing Could Mean for Commodities" прогнозируют, что в случае резкого замедления экономического роста в Китае (до 3% ВВП в год) цены на металлы могут упасть на десятки процентов от текущих уровней. Например, медь -- до $2553 за тонну (60% текущего уровня), а алюминий -- до $1234 (на 30%). Насколько реалистичны данные предположения, сказать трудно. Опрошенные "Деньгами" аналитики утверждают, что такие низкие уровни вряд ли будут достигнуты -- поможет закрытие малорентабельных производств и сокращение предложения. Но, как считают в Goldman Sachs, этот эффект будет нивелирован возможной распродажей китайских запасов, прежде всего алюминия. Однако даже при текущих ценах некоторым компаниям приходится бороться за выживание.

Гонка сокращений

Металлурги Австралии, Бразилии, Чили уже испытывают на себе снижение мирового спроса. Российские компании тоже страдают. По данным ФТС, стоимостный объем экспорта металлов и изделий из них в январе-июне 2013 года снизился по сравнению с январем-июнем 2012-го на 18,3%, физический -- на 12,2%.

Наиболее трудная ситуация у крупнейшего мирового производителя алюминия -- "Русала". В интервью "Интерфаксу" гендиректор компании Олег Дерипаска заявил, что при текущих ценах $1750 за тонну "около 40% мировых алюминиевых мощностей без учета Китая убыточно". Сам "Русал" собирается сократить производство на 350 тыс. тонн (около 8,5%), хотя еще в конце июля речь шла о сокращении на 300 тыс. тонн до конца года. Рассматривается вопрос о приостановке в течение 2013 года электролизного производства на заводах с высокими издержками -- Волгоградском, Уральском, Богословском, Надвоицком и Волховском -- на четыре года. Работа может быть восстановлена при возвращении цены на алюминий на уровень $2400 за тонну.

Инвестпроекты компании заморожены из-за низких цен на алюминий на рынке, в том числе остановлено строительство Тайшетского алюминиевого завода в Сибири. "У нас остались фактически только минимальные проекты модернизации, которые окупаемы в течение года, и поддержание мощностей. Больше денег мы не даем ни на что",-- прокомментировал "Интерфаксу" ситуацию первый замгендиректора "Русала" Владислав Соловьев.

Другой российский гигант -- "Норникель" переносит снижение цен лучше. Объем производства никеля в первой половине этого года составил 139 тыс. тонн, что лишь на 4% меньше, чем за аналогичный период 2012-го. В компании "Деньгам" сообщили, что "рассматривается возможность корректировки производственных планов предприятий Заполярного филиала и планов их подготовки к осенне-зимнему периоду 2013-2014 годов".

Проблемы нарастают и в черной металлургии. По данным WorldSteel, в 2012 году мировое перепроизводство стали составило 134 млн тонн (около 8% всего производства). Китайские сталелитейщики пока не закрывают избыточные производства, поэтому в текущем году перепроизводство будет больше.

В ответ российские производители снижают производство. "Мечел" по итогам первой половины этого года произвел 2,55 млн тонн стали, что на 25% меньше, чем за аналогичный период 2012-го. Снижение производства уже сказалось на финансовых показателях. По итогам полугодия компания получила убыток в 6,37 млрд руб. Годом ранее "Мечел" дал прибыль почти 22 млрд руб. Впрочем, "большая четверка" металлургов -- "Северсталь", ММК, НЛМК, "Евраз" -- чувствует себя лучше. Операционные результаты первой половины 2013 года относительно неплохи: хоть и слабенький, но рост производства стали.

Переоценка российских богатств

Металлургическая канарейка может стать предвестником проблем не только в мировой, но и в российской экономике. Программа развития Дальнего Востока и Сибири рассчитывалась с учетом уже неактуальных цен на металлы. Главное в ней -- выделение денег на реконструкцию БАМа и Транссиба, вдоль которых расположены десятки перспективных угольных, железорудных и полиметаллических месторождений.

Решение принято. Объемы госсредств для РЖД на модернизацию БАМа и Транссиба были оглашены министром транспорта Максимом Соколовым в конце июля после совещания у президента: "Была сделана глубокая проработка, и оптимальный вариант реализации этого проекта вышел на сумму 562 млрд руб.". 300 млрд из этой суммы будут направлены в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд -- в виде прямых бюджетных инвестиций и еще 150 млрд будут выделены "на возвратной и платной основе" из ФНБ. На том же совещании Владимир Путин отметил, что "необходимо ... внимательно просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций".

С учетом того, что конъюнктура сырьевого рынка сейчас изменяется не в лучшую сторону и перспективные месторождения могут оказаться не столь уж перспективными. Недаром тот же "Русал" объявляет о приостановке инвестиций в Тайшетский алюминиевый завод и сокращает производство даже на сибирских заводах.

Важно понять: падение цен на металлы -- это флуктуация рынка с перспективой быстрого восстановления цен или это предвестник новой фазы глобального кризиса с эпицентром в Китае? Большинство опрошенных "Деньгами" аналитиков надеются на первое.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное