Теория относительности
Для любого консервативного прогноза развития экономики, объявленного базовым или единственно возможным, существует еще более консервативный прогноз, который авторы не приняли во внимание. Он-то и сбывается. Частный случай закона Мерфи для Минэкономразвития получил подтверждение, когда Росстат опубликовал предварительные итоги первых трех кварталов.
Промпроизводство выросло только на 0,1% (к первым трем кварталам 2012 года), экспорт упал на 1,9%, а инвестиции, на восстановление которых возлагались некоторые надежды, снизились на 1,4%, причем в сентябре -- на 1,6%, и замминистра Андрей Клепач констатировал, что "сентябрь оказался хуже прогноза". Некогда консервативный прогноз роста ВВП на 1,8% по итогам года в августе превратился в единственный, а теперь признан оптимистическим. Минэкономразвития оценивает рост за три квартала в 1,5%, и, по словам Клепача, сохранение текущих (то есть близких к нулю) темпов даст все те же 1,5%, максимум 1,6%.
Однако заявленная цель остается в силе. "Всегда любой прогноз находится под вопросом, это всегда оценка, оценка ситуации. Тем не менее мы надеемся на то, что выйдем на эту цифру",-- заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Основания: ожидание роста инвестиций (что обычно происходит в конце года) и, пояснил Клепач "Интерфаксу", вероятная "корректировка оценки предыдущих кварталов". Если в сумме эти два эффекта не дадут чуда в виде роста экономики в четвертом квартале "на 2,6% или даже чуть больше", у прогноза Минэкономразвития не останется шансов.
Оптические иллюзии
"Ускорение будет, но назвать его восстановлением язык не поворачивается, потому что его определяют исключительно оптические факторы",-- подчеркивает главный экономист "ВТБ Капитала" по России Владимир Колычев. Некоторые из этих факторов уже начали себя проявлять. Вот, к примеру, на 1,8% выросло за девять месяцев производство сельскохозяйственной продукции. Но, замечает Колычев, "это не настоящее ускорение, просто мы сравниваем с плохим урожаем прошлого года". В 2012-м за те же девять месяцев падение в сельском хозяйстве составило 2,9%. Ответ на вопрос, выросло или сократилось производство продукции сельского хозяйства в 2013 году по сравнению с 2011-м, доступен даже школьникам пятого класса.
Второй "оптический фактор", на который указывает Колычев,-- тот самый рост инвестиций, на который рассчитывает Минэкономики, "он в большей степени придется на четвертый квартал". Роста инвестиций к концу года ждет и аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова. По ее мнению, ситуация с частными инвестициями не столь драматична (о чем говорит положительная динамика жилищного строительства), а нынешние отрицательные показатели инвестиционной активности "прежде всего отражают сокращение госрасходов на крупнейшие инфраструктурные проекты": "Эффект будет постепенно угасать, и, я думаю, какое-то улучшение может наблюдаться ближе к декабрю, когда сойдет на нет статистический эффект высокой базы. Но все равно пока это будут, скорее всего, слабые темпы роста -- возможно, около нуля".
Кроме того, продолжает Колычев, зафиксированное статистикой падение экспорта может быть исправлено за счет резкого ускорения экспорта газа в Европу. "У европейцев двоякая проблема: с одной стороны, поставщики сжиженного газа перенаправили часть поставок в Азию, где цены повыше, а с другой -- погода не очень хорошая, и европейские страны, которые долго держали свои хранилища пустыми, начинают их заполнять".
Порабощенный потребитель
"Оптическое" ускорение не только поддерживает надежды Минэкономики на достижение целевых показателей -- Колычев убежден, что оно также позволяет ЦБ "закрывать глаза" на реальное замедление экономики, отказываясь от смягчения денежно-кредитной политики. "ЦБ говорит, что замедление носит исключительно структурный характер и монетарные стимулы не принесут плодов. Трудно не согласиться с тем, что только структурные меры помогут ускорить экономику на горизонте трех-пяти лет. Но мы думаем, что замедление носит также и циклический характер. Если посмотреть на сглаженный тренд с учетом сезонности -- безработица начала расти, уровень использования производственных мощностей снизился. Так что ЦБ мог бы подумать о том, чтобы снижать ставки",-- рассуждает он.
При этом инфляционные риски, полагает Колычев, вряд ли реализуются, ведь доходы населения растут все медленнее. По данным Росстата, за три квартала 2013 года номинальные денежные доходы выросли в среднем на 11% против 9,4% в 2012 году. Зато реальные располагаемые (с учетом инфляции и обязательных платежей) увеличились только на 3,6% против 3,8% годом ранее. А в сентябре вообще зафиксировано их падение на 1,3% к сентябрю 2012-го (годом ранее был рост на 5,3%).
Замороженная промышленность
Несмотря на довольно скромные ожидания от розницы, потребление остается единственным фактором поддержки экономического роста, считает Орлова. На инвестиции, по ее оценке, рассчитывать не приходится, и ЦБ здесь бессилен. Снижение ставок было бы "совершенно бессмысленным" шагом в экономике, "в которой идет отток капитала", уверена она: "Отток имеет структурную причину: компании и физические лица выводят средства, потому что их просто некуда инвестировать. Это не вопрос цены денег. Деньги в экономике есть -- их некуда вложить, нет проектов или активов, которые были бы привлекательны".
По словам Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), инвесторы либо продолжают ранее начатые и явно выгодные проекты (главным образом в химическом комплексе), либо вкладываются в проекты, "которые имеют перспективы почти при любой конъюнктуре", например связанные с производством товаров повседневного спроса. "Необходимо отметить, что на фоне стагнации в целом ситуация в разных секторах очень сильно отличается по динамике выпуска. У нас есть и явно растущие сектора -- это как раз те, где реализованы или продолжают реализовываться импортозамещающие проекты",-- указывает Сальников.
ЦМАКП оценивает итоги трех кварталов в промышленности несколько оптимистичнее Росстата: рост на 1,3% с учетом календарного фактора. Но эта разница, говорит Сальников, не так уж велика: "У Росстата просто стагнация, а у нас как бы со знаком плюс".




SIA.RU: Главное