Газетный киоск становится такой же приметой прошлого, как мальчишка-газетчик. Почта с доставкой подписных изданий не справляется. Если рынок печатных СМИ и примет смерть, то вовсе не от интернета, как принято считать, а от системы распространения.
АННА ВАСИЛЬЕВА, ЗЛАТА ОНУФРИЕВА
Согласно данным Международной организации издателей и распространителей печатных СМИ Distripress, около 2,5 млрд человек во всем мире по-прежнему регулярно читают периодику. Это больше совокупной аудитории интернета, которая составляет 2,2 млрд пользователей.
Крупные издательские дома этот перевес утешает слабо: только за последний год их тиражи в Западной Европе и Северной Америке упали на 17%, а прибыль ежегодно снижается на 10-15%. Очевидно, что развитие собственных сайтов не панацея. По данным всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA, на сайты газет, например, приходится всего 7% общего объема интернет-посещений.
На российском рынке СМИ похожая ситуация. Несмотря на существенный прирост аудитории цифровых СМИ, доходы новых медиа до сих пор незначительны. Есть, конечно, редкие исключения: газете "Ведомости", например, подписка на электронную версию обеспечивает почти четверть выручки. Однако у большинства СМИ экономика традиционная: 30-40% дает реклама в печатных версиях, столько же -- розница, около 20% -- подписка, остальное с большим или меньшим успехом добывают в интернете. И если рекламные доходы на данный момент хоть и далеки от пиковых показателей нулевых, но стабильны (около 50 млрд руб. в год на печатном рынке), то с продажей продукции в розницу или по подписке дело обстоит куда хуже.
Газетчик-оптимист
Виктор Палимов владеет по договору субаренды тремя печатными киосками в Северо-Западном административном округе Москвы. Его арендодатель снимает их у "Вечерней Москвы". "Сколько платит он, не знаю, я отдаю за каждый 25 тыс. руб. в месяц",-- рассказывает Виктор. Выручка с каждого ларька -- максимум 15-16 тыс. руб. в день. Даже если удается за месяц собрать с ларька 400 тыс. руб., после закупки товара остается 100 тыс. Из этих денег Виктор платит аренду, зарплату продавцам, оплачивает электроэнергию и ремонт ларьков, которые регулярно расписывают граффитчики. "Потом еще налоги, без всяких льгот, 18% НДС,-- жалуется Виктор.-- Так что на выходе рентабельность составляет 1-2%. Мальчишки-газетчики до революции, наверное, больше зарабатывали".
Тем не менее, по словам Виктора, свет в конце тоннеля он видит: "Нужно просто побольше ларьков набрать, тогда посерьезнее можно будет зарабатывать".
Ларек не нужен
При всем желании оптимизм Палимова разделить трудно. "Со всеми ограничениями и отсутствием налоговых льгот этот бизнес стал совсем неинтересен,-- констатирует председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин.-- При этом за рубежом делают все, чтобы развить сеть распространителей прессы. Во Франции прямые субсидии на каждый киоск печати составляют .4 тыс. в год, в Чехии печатным ларькам разрешают торговать крепким алкоголем, в Польше -- лекарствами, в Италии -- табаком. Даже в бедной Албании для печатных ларьков установили нулевой НДС".
Начиная с 2007-го ежегодно общие тиражи газет и журналов снижаются в среднем на 7%. Подписка начала сокращаться еще раньше, в 1990-х, и падает быстрее -- в иные годы на 10%. И по производству никому не нужного товара, признаемся честно, наша индустрия догоняет производителей еды: продуктов в мире выбрасывают половину, объем нереализованной периодики в прошлом году составил около 35%.
Издатели уверены, что дело тут не в увеличении цены (она выросла в среднем на 12%) и не в переходе части аудитории в интернет (из опрошенных в прошлом году 30 тыс. пользователей интернета только 24% выразили желание перейти с печатных на цифровые СМИ, да и то не сейчас). Причина -- в исчезающем рынке распространения печатных СМИ.
Общее число киосков по продаже газет и журналов за последние пять лет, по словам Оськина, уменьшилось с 42 тыс. до 31 тыс. Для рынка печати это сокращение очень болезненно: через специализированные сети все еще реализуется до 80% прессы, распространение через супермаркеты, по сути, коснулось только Москвы, и то в них продается чуть более четверти тиражей.
В результате сокращения в среднем по России на 5 тыс. жителей приходится по одному ларьку. В Евросоюзе, например, за основу принят показатель один киоск на 1 тыс. человек (в Чехии, Польше и Германии на одну торговую точку приходится 400, 650 и 700 человек соответственно).
Кто убил подписку
"Проблемы распространителей, конечно же, сразу сказываются на нас,-- рассказывает Ольга Верхляцкая, генеральный директор ООО "Агентство МК".-- Весь бизнес распространителей делается на деньги издателей, а не покупателей". По ее словам, почти две трети тиража ежедневной газеты "Московский комсомолец" продается в розницу, главным образом как раз через киоски, лотки и павильоны. Впрочем, у "Московского комсомольца" есть собственная розничная сеть распространения (как, например, и у издательского дома "Аргументы и факты"), что и спасает его от снижения объемов тиражей: за прошлый год упали всего на 4%.
"Показатели по тиражам не главное,-- убеждает Дмитрий Бирюков, президент издательства "Семь дней".-- Россияне по-прежнему готовы покупать и читать периодику, и мы могли бы увеличивать тиражи ежегодно. Но не можем это делать из-за отсутствия работающей сети распространения". По его словам, рассчитывать в деле распространения на супермаркеты нельзя. "Во-первых, далеко не все из них соглашаются установить у себя стойку с периодикой, хотя я давно выступаю за то, чтобы их обязали это делать на законодательном уровне,-- говорит Бирюков.-- Во-вторых, они диктуют свои условия и могут задерживать платежи до 120 дней, что в итоге не позволяет увеличивать оборот и доход ни нам, ни нашим оптовикам".
Тем не менее для женских журналов, телегидов и автомобильных изданий супермаркеты давно стали очень важным каналом распространения. Однако для информационно-новостных изданий, на которые в супермаркетах приходится всего около 5% продаж, подписка -- единственный выход. Ситуация с подпиской между тем еще более тяжелая, чем с ларьками.
"Этот институт в России, видимо, умер, и его убийцей является "Почта России",-- категоричен генеральный директор Национальной тиражной службы Игорь Яковенко.-- Кому нужна ежедневная газета, которая приходит на второй, а иногда и на третий-четвертый день после того, как этот номер появился в киоске? Зачем выписывать журнал, который две недели читаешь в интернете и только потом можешь достать из почтового ящика?" По данным Яковенко, подписные тиражи сократились за последние три года с 30 млн до 27,2 млн экземпляров. "Но и эти цифры не отражают реального положения дел,-- говорит он.-- В структуре подписки возрастающую долю занимает социальная подписка на районные и городские газеты, когда человека подписывают на газету за счет бюджета местного органа власти". По его словам, объем такой подписки не связан ни с качеством издания, ни с работой почты: "Если исключить социальную подписку, то цифры разрушения станут намного более впечатляющими".
Жизнь без почты
Проблемы с доставкой наблюдаются не только у "Почты России", но и на рынке альтернативной подписки. В середине этого года, например, внезапно перестал доставлять периодику и пропал из пределов досягаемости крупнейший московский оператор корпоративной подписки "Интер-почта-2003". Некоторые из обиженных клиентов подали иски в Московский арбитражный суд в совокупности на 6 млн руб. Очевидно, эта сумма не составляет и десятой доли долгов "Интер-почты".
"В 2012 году на этом рынке обанкротилось девять компаний, в этом году ожидается до двадцати банкротств,-- комментирует Александр Оськин.-- Конкретно "Интер-почту" подвела логистика, на которой в этом бизнесе все и построено". Специалисты считают, что крах "Интер-почты" повлечет за собой существенные изменения на рынке подписки. Только в обороте рынка подписки в Москве (около 1,5 млрд руб.) на "Интер-почту" приходилось около 50%. Клиентов компании-банкрота между собой могут поделить "Почта России", "Роспечать" и ставшая теперь, пожалуй, самым крупным игроком на этом рынке компания "Урал-пресс", имеющая около 3 тыс. подписчиков в столице и десятки тысяч -- в регионах.




SIA.RU: Главное