Новости

Доступ на рынок Вьетнама уперся в ВСТО

"Газпром нефть" и "Роснефть" начали активную борьбу за НПЗ "Зунг Куат" во Вьетнаме: Ханой готов разрешить покупку этого завода той компании, которая обязуется поставлять на него нефть. Но у "Роснефти" пока есть преимущество: компания практически полностью монополизировала поставки нефти по трубопроводу Восточная Сибирь--Тихий океан (ВСТО).

"Газпром нефть" 12 ноября в ходе визита Владимира Путина во Вьетнам может подписать соглашение с PetroVietnam о поставках нефти и участии в проекте ее переработки, сообщил в конце прошлой недели "Прайм" со ссылкой на свои источники. Компания хочет поставлять в страну до 8 млн тонн нефти в год. Это необходимо ей для того, чтобы стать совладельцем местного НПЗ "Зунг Куат", говорят источники "Ъ", близкие к переговорам.

Но для поставок нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) "Газпром нефти" нужно получить доступ к ВСТО. Нефтекомпания начала переговоры об этом еще в сентябре, за первые полгода "Газпром нефть" поставила в этом направлении всего 700 тыс. тонн. Но договориться с Минэнерго, составляющим экспортные графики, не получается: на прошлой неделе прошли два совещания по этому вопросу, а квота для "Газпром нефти" не выделена, говорит один из собеседников "Ъ". Он ожидает, что вопрос может решиться на этой неделе.

Против выделения квоты для "Газпром нефти" выступает "Роснефть", говорит один из собеседников "Ъ", которая сейчас прокачивает по ВСТО 15 млн тонн нефти в год, а с 2018 года ей нужны будут 30 млн тонн. Планы "Роснефти" по экспорту заставили "Транснефть" заняться расширением ВСТО и отвода трубы на Китай Сковородино--Мохэ. Помимо "Газпром нефти" интерес к поставкам через ВСТО есть у ЛУКОЙЛа, "Башнефти" и "Сургутнефтегаза", говорят собеседники "Ъ" в отрасли. "Но мы понимаем, что это уже практически нереально, вся труба занята "Роснефтью"",-- говорит источник "Ъ" в одной из компаний.

Для "Газпром нефти" принципиально получить перерабатывающий актив в Азии, говорит один из собеседников "Ъ". Последние годы НПЗ "Зунг Куат" находился в стадии реконструкции, сейчас она завершена, мощность завода -- около 6 млн тонн. Источники "Ъ" говорят, что в свое время PetroVietnam предлагал его "Зарубежнефти", которая работает на шельфе страны, и ТНК-ВР, купившей в 2010 году у ВР ряд добывающих активов во Вьетнаме, но ни одну из компаний это не заинтересовало. Но из-за недавних изменений в законах Вьетнама завод стал рентабельным, отмечает один из собеседников "Ъ". "Там есть и еще одно довольно прибыльное направление -- бункеровка судов",-- отмечает он.

Кирилл Ъ-Мельников


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное