На черный день
6 декабря в России пройдет "Черная пятница" -- день скидок в интернет-магазинах. Начало -- в 00:00 по московскому времени. Организаторы обещают в числе прочего скидки на российских площадках Ozon, "Утконос", "Л'Этуаль" и, например, Trends Brands for Friends, европейских Asos и Yoox, а также нескольких китайских сайтах. Всего -- более 80 мест. Скидки -- до 90%. Правда, участники уже объяснили, что самые выгодные цены установят на мелочевку. Скидки, скажем, на электронику вряд ли достигнут и 30%.
В США Black Friday устраивают сразу после Дня благодарения -- так начинаются предрождественские распродажи. При этом "Черная пятница" -- это праздник в физической рознице, интернет подключается через несколько дней, в "киберпонедельник".
В январе 2013 года первый в истории рунета "киберпонедельник" провела Ассоциация компаний интернет-торговли -- участвовали в основном магазины электроники: Enter, "М.Видео", "Эльдорадо" и другие. В целом акция прошла успешно, по крайней мере организаторы позднее рассказали, что заказов поступило даже больше, чем накануне праздников в декабре. Внимательные покупатели, впрочем, уличили продавцов в нечестной игре. Например, на распродаже в "Эльдорадо" обнаружились стиральные машины, которые "со скидкой" стоили на несколько тысяч рублей дороже, чем несколькими днями ранее. И разумеется, почти все предложения уступали в щедрости стандартным ценникам, которые выставляют интернет-магазины, продающие "серую" технику.
Обойдется ли на этот раз без лукавства, сейчас сказать невозможно. Организаторы мероприятия -- ООО "Блэк Фрайдэй" -- называют себя "небольшая команда российских и австрийских предпринимателей". Управляющий директор "Блэк Фрайдэй" Алла Сущевич рассказывает, что "вся IT-разработка и креативная часть делается в России" и что на проект было потрачено менее $1 млн (70% -- на рекламу акции). 6 декабря на сайте blackfriday2013.ru будут лишь показаны скидки, для совершения покупок нужно будет переходить на сайты магазинов (доставка и гарантия -- тоже на непосредственных продавцах).
Главная интрига -- появятся ли у интернет-магазинов, которые участвуют в акции, действительно интересные предложения, или же все сведется к тому, что "Блэк Фрайдэй" завернет в красивую упаковку уже действующие скидки. Например, на сайте Asos (один из крупнейших магазинов одежды в интернете и, возможно, самый интересный участник акции) раздел Outlet со скидками до 70% действует вообще круглый год. В компании за десять дней до старта акции "Деньгам" сообщили, что как раз сейчас ее сотрудники решают, каким будет участие.
Один из самых интересных российских участников -- Ozon, крупнейший интернет-магазин рунета. "Мы ожидаем удвоения дневного оборота товаров, которые будут участвовать в акции",-- говорят в компании, чей оборот в 2012 году составил 15,27 млрд руб. (это на 73% больше, чем годом ранее).
Таможня задерживает добро
Рост числа покупок, совершаемых россиянами в зарубежных интернет-магазинах, по данным Data Insight, в прошлом году превысил 50%. В общем объеме интернет-покупок российских пользователей доля трансграничных составляет 16% -- это если учитывать только "материальные" товары. Возглавляет список наших любимых иностранных продавцов eBay. По числу посетителей мы уступаем только жителям США и Индии. По данным за 2012 год, российские пользователи eBay совершают один заказ каждые три секунды, то есть каждый день сайт обрабатывает около 30 тыс. заказов от россиян. Оборот eBay в России в 2012 году составил $400 млн. В eBay считают, что "трансграничная торговля не мешает развиваться российской". Мол, в прошлом году, по разным оценкам, весь объем трансграничной торговли составлял 1,2-1,5 млрд руб., при этом интернет-продажи одной только бытовой техники и электроники в стране оцениваются примерно в 15 млрд.
Обсуждение темы сосуществования на российском рынке местных игроков и компаний вроде eBay или Asos в последнее время приобретает странное направление с подачи Федеральной таможенной службы, которая решила заняться улучшением доставки международной корреспонденции. Руководитель службы Андрей Бельянинов в июне этого года заявил, что повышения эффективности работы таможни и "Почты России" недостаточно. Посылок слишком много. Нужно, чтобы было меньше. Предложено и решение -- обложить покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах профилактическим сбором. В конце октября Александр Дуров, исполняющий обязанности начальника Московской таможни Центрального таможенного управления, заявил, что ведомство рассматривает возможность предложить правительству ввести с 1 января 2014 года пошлины (от 1% до 10%) на все международные посылки. Если бы инициатива таможни была внедрена в этом году, бюджет получил бы более $300 млн. Это, конечно, при условии, что удорожание покупок не сказалось бы на их количестве. Сейчас пошлиной облагаются только посылки дороже .1 тыс.
Глава eBay в России Владимир Долгов предполагает, что пошлины, вероятнее всего, лоббируют российские ритейлеры, которым трудно конкурировать с гигантами интернет-коммерции.
"Дело совсем не в цене, а в выборе. Ни один офлайновый и даже онлайновый магазин не может предложить тот выбор, который сейчас есть на eBay",-- сообщили "Деньгам" в компании. Максим Андрюхин, представитель компании Bay.ru (это один из крупнейших посредников, которые помогают делать покупки в магазинах, не отправляющих посылки в Россию), тоже настроен оптимистично. "При налоге до 10% выгода клиента не нивелируется, но, если ставка будет выше, можно ожидать изменений. Будут заказывать больше и дешевле. Это может создать новые проблемы с обработкой посылок",-- говорит он.
Что интересно, "Почта России" с таможенниками не согласна. "Взимание платежей с каждого почтового отправления потребует или усиления контроля со стороны таможенных органов, или пересмотра процедур взимания платежей. В ряде стран эта функция отдана операторам почтовой связи, дополнительные затраты которых возмещаются из бюджета путем отчисления почтовой службе части таможенных платежей",-- сообщили "Деньгам" в компании.
Модернизация до востребования
Проблема доставки покупок из-за границы, впрочем, и правда требует решения. Резко выросшее за последнее время количество интернет-заказов повлекло за собой не один почтовый сбой. В декабре 2012-го, под Новый год, случился первый масштабный затор, а самый громкий скандал разгорелся в начале апреля этого года, когда в столичных аэропортах скопилось более 500 т почты, в основном это были именно заказы российских покупателей из интернет-магазинов. Объемы входящих международных посылок во втором квартале достигли более 612 тыс. по сравнению с 498 тыс. в 2012-м.
Чтобы спасти положение, "Почта России" арендовала новые склады, увеличивала число работников, перевела службы на круглосуточный режим, направляла потоки почты из Москвы в другие города для досмотра. "Мы были впечатлены теми мерами, которые были приняты. "Почта России" за свой счет развозила нерастаможенные товары в другие города, чтобы уже там происходила растаможка. Это ускорило процесс",-- замечает Максим Андрюхин из Bay.ru. Впрочем, далеко не все оценили эти усилия (те, кто ждал посылки, их просто не заметили), и последствий компании избежать не удалось: сразу после коллапса правительство приняло решение об отставке прежнего главы "Почты России".




SIA.RU: Главное