Новости

Стоит поспешить. 31 декабря в России досрочно завершится льготная программа автокредитования, стартовавшая всего полгода назад

31 декабря в России досрочно завершится льготная программа автокредитования, стартовавшая всего полгода назад. А с учетом того, что с нового года на автомобили, собранные в России, распространится утилизационный сбор, с покупкой машины стоит поспешить.

ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА

Около трех недель осталось у граждан, чтобы успеть приобрести автомобиль стоимостью до 750 тыс. руб. в кредит по льготной ставке. Согласно программе, государство субсидирует 2/3 от ставки рефинансирования Банка России. В итоге автокредит с господдержкой обойдется клиенту не дороже 10% годовых. От заемщика требуется только первоначальный взнос в размере 15% стоимости машины. В списке автомобилей, попадающих под госпрограмму, сегодня значится 36 моделей независимо от страны сборки. Кроме шести разновидностей Lada, сюда вошли автомобили марок Chevrolet, Citroen, Daewoo, Ford, Hyundai, Kia, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen и др.

По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, с июля по ноябрь текущего года россияне приобрели свыше 184 тыс. автомобилей в кредит по льготной ставке. В этой программе участвовали более 150 российских кредитных организаций. Предполагается, что всего по итогам 2013 года по программе будет продано около 248 тыс. машин. Это превысит первоначальный прогноз на 15%, что говорит о популярности программы госсубсидирования среди населения.

Среди причин, по которым в Минпромторге решили отказаться от продолжения программы поддержки льготного кредитования,-- две основные. Первая -- стремление оптимизировать бюджетные расходы. Сейчас Министерство финансов выделило на программу лишь 5,5 млрд руб. вместо планировавшихся 13 млрд руб. и больше финансировать ее не намерено. Деньги заканчиваются в этом году, что и привело к сворачиванию программы.

Вторая возможная причина связана с объемом производства отечественных автомобилей, падение которого удалось сократить с 17% в первом полугодии до 2,9% по итогам десяти месяцев этого года. А именно это и было основной целью госпрограммы.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, несмотря на действие госпрограммы льготного кредитования, авторынок России упал в 2013 году на 8%. А согласно исследованиям аналитиков АСМ-холдинга, в январе--октябре текущего года российский автомобильный рынок сократился и вовсе на 11,3%. Совокупный объем оптовых продаж машин всех типов в этот период составил до 2,468 млн единиц. Такой спад связывают с замедлением экономического роста.

Подтверждает это и информация компаний, занимающихся продажей автомобилей в России. "Сегодня мы наблюдаем небольшое падение продаж автомобилей в кредит, что связано с общим падением продаж на автомобильном рынке,-- говорит руководитель направления кредитных продаж компании "Автомир" Станислав Иванов.-- Интересно, что более 60% всех проданных в кредит автомобилей было реализовано с помощью госпрограммы. Продажи машин в кредит из месяца в месяц демонстрируют разные показатели, но общий тренд все-таки остается отрицательным".

Несмотря на то что, по словам господина Павловского, государственная программа субсидирования ставок не оказала серьезного влияния на рынок, данные самой компании "Рольф финанс" свидетельствуют о том, что впервые за несколько лет выросли продажи автомобилей класса С -- на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, после запуска программы льготного кредитования в целом вырос объем автомобилей, реализованных в кредит. Наибольшая доля продаж в кредит пришлась на марки Renault (около 80%), Skoda (50%) Ford (60%). Наименьшая -- у Mitsubishi (около 3%).

Автодилеры предполагают, что в 2014 году рынок может столкнуться с ощутимым спадом продаж. Ведь помимо отмены государственной программы субсидирования ставок и ситуация в экономике страны далека от радужной.

Эксперты считают, что в следующем году на продажи повлияет и утилизационный сбор. Со всех автомобилей, которые производятся на территории нашей страны, с 1 января будет взиматься дополнительная плата. Для легковых автомобилей базовая ставка составит 20 тыс. руб., для грузовиков и автобусов -- 150 тыс. Получается, что со следующего года российские автопроизводители (включая тех, кто собирает автомобили иностранных марок) будут работать на тех же условиях, что и зарубежные. За этим неизбежно последует подорожание автомобилей. В таких условиях, по мнению экспертов, выгодно купить новый автомобиль до конца текущего года. Кроме того, традиционно в декабре дилеры стараются сделать выгодные предновогодние предложения по автомобилям уходящего года. Вероятно, в этом году предложения также будут многочисленными и разнообразными.

Ставки сделаны

Сегодня без учета действия программы льготного автокредитования средняя ставка по автокредиту в банке начинается от 11% годовых. Так, в Сбербанке можно оформить автокредит под 11,5% сроком на один год. Кредит предоставляется в долларах или евро. В случае если договор оформляется на срок от года до трех лет, ставка увеличивается до 12,5%, от трех до пяти лет -- до 13%. Рублевый кредит того же банка обойдется заемщику дороже -- от 14,5% до 16% годовых в зависимости от срока.

Схожие условия предлагает Абсолют-банк. В рамках программы "Классический автокредит" заемщик может получить средства на приобретение автомобиля по ставке 11,5% годовых. При этом первоначальный взнос должен составить от 50% и выше, а срок кредитования -- от полугода до года. Максимальная ставка по этой программе составит 15% годовых. Кредиты выдаются на срок от трех до пяти лет. А размер первоначального взноса составит от 15% до 30% стоимости автомобиля.

Постепенно все громче заявляют о себе и банки автопроизводителей, которые по сравнению с универсальными конкурентами, как правило, предлагают более выгодные программы. Собственные финансовые организации уже имеют в нашей стране компании Toyota Motors, Mercedes Benz, Mitsubishi, BMW и Volkswagen.

Низкие процентные ставки сегодня предлагает Тойота-банк в рамках программы "Гибрид". Гибридные автомобили Toyota и Lexus можно приобрести по ставке 5,9% годовых. Правда, первоначальный взнос для получения таких процентов по автокредиту должен составить не менее половины стоимости машины. И срок погашения кредита составляет всего год. Если выплаты требуется распределить на более длительный срок -- до трех лет, ставка увеличивается до 8,9% годовых. При первоначальном взносе от 30% до 50% стоимости автомобиля ставка годового кредита будет равняться 7,5% или 9,5% (от 13 месяцев до трех лет).

Тойота-банк делает упор также на программы с остаточным платежом, которые предполагают низкий ежемесячный платеж. Остаточный платеж -- это сумма, погашение которой относится на конец срока действия кредитного договора, и она не включается в расчет ежемесячных выплат. Таким образом, клиент выплачивает только часть тела кредита и проценты за его пользование и получает возможность в конце срока договора продать машину, чтобы погасить оставшуюся часть кредита.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное