Новости

Какое кино принесло больше всего денег в 2013 году

2013 год не стал для мировой киноиндустрии прорывным, "золотым" или еще каким-нибудь особенным, что бы ни восклицали отдельные критики. Достаточно вспомнить список премьер: на дюжину проходных проектов пришелся один выдающийся, экранизации комиксов продолжали приносить супердоходы, а новый "Аватар" никто так и не снял.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Марш ветеранов

Можно пофантазировать, что в какой-то день 2012 года состоялась секретная сходка главных кинопродюсеров Голливуда и ведущих актеров категории "60 плюс". И на ней было решено в наступающем году как следует напомнить о ветеранах, а то уж больно много молодых развелось. И вот Арнольд Шварценеггер, 66-летний экс-губернатор Калифорнии, возвращается на экран в полновесной главной роли. Получилось не слишком удачно: боевик "Возвращение героя" при $45 млн бюджета собрал только $48,1 млн, коэффициент кассового успеха (ККУ) невысок -- 1,06. Зато второй заход, сделанный рука об руку с Сильвестром Сталлоне, $50-миллионный "План побега", за полгода принес $122,1 млн, а это уже ККУ 2,44.

К пожилому десанту попробовали примазаться персонажи, не слишком подходящие по возрасту. Скажем, Брюс Уиллис, которому только 58, был замечен в фильме, где его герой назван пенсионером,-- "Рэд 2". Картина не особо зажигательно выступила в прокате: $139,9 млн сборов при $84 млн бюджета, вяловатый ККУ 1,66. Будто бы в ответ на эти жалкие попытки в конце года вышла комедия "Starперцы" с актерским ансамблем, средний возраст которого -- 70,25 года (Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Морган Фримен, Кевин Клайн). Проект с бюджетом $28 млн за полтора месяца собрал $85,2 млн (ККУ 3,04), так что вопрос, кто здесь самый ветеранистый ветеран, можно считать решенным.

Даст ист фантастика

Еще одна особенность 2013-го: мейджоры и крупные инди-студии, не сговариваясь (или сговариваясь?), вывели на экраны девять масштабных постановок в жанре научной фантастики. Из них пять оказались оригинальными произведениями, две -- представителями франшизы, одна -- экранизацией, еще одна объединила две последние категории.

У большинства оригиналов прокатная судьба непростая. "Обливион" Джозефа Козински с Томом Крузом, "После нашей эры" М. Найта Шьямалана с отцом и сыном Смитами и "Элизиум" Нила Бломкампа с Мэттом Деймоном пережили примерно одно и то же: имея внушительный бюджет (от $115 млн до $130 млн), получили весьма умеренные сборы. Хуже всего ситуация у "После нашей эры" -- $245 млн, разрыв между "Обливионом" и "Элизиумом" минимальный: $286,2 млн против $286 млн. Средний ККУ подборки -- 2,23. Что, кстати, больше, чем еще у одного оригинального проекта -- "Тихоокеанского рубежа" Гильермо дель Торо. Эпик про гигантских чудищ кайдзю собрал $407,6 млн, но бюджет -- $190 млн, отсюда очень скромный ККУ 2,14. Есть подозрение, что сиквела не будет ни у одного из названных проектов. Впрочем, пятому оригинальному произведению он тоже не грозит -- правда, по причинам творческого, а не финансового характера. Фантастика "ближнего прицела", работа Альфонсо Куарона "Гравитация", обошлась в $100 млн, заработала $642,8 млн (ККУ "вычисли без калькулятора" -- 6,42) и, очевидно, стала лучшим фильмом новейшего времени о реальном космосе.

С представителями франшиз все более или менее предсказуемо. Крупнобюджетный ($190 млн) "Стартрек: Возмездие" настриг свои $467,4 млн, показав ККУ 2,46, и отправил Джей Джей Абрамса отдыхать перед свежей серией "Звездных войн". Малобюджетный ($38 млн) "Риддик" Дэвида Туи заработал $98,3 млн, что дает примерно такой же ККУ (2,58), так что пока неизвестно, повесит ли Вин Дизель очки галактического уголовника на гвоздь или попытает счастья еще разок.

Наибольший успех из фантастических релизов выпал на долю боевитой антиутопии "Голодные игры: И вспыхнет пламя" Фрэнсиса Лоренса, которая является одновременно экранизацией романа Сьюзанн Коллинз и частью франшизы. Производство фильма потребовало $130 млн, сборы уже составляют $731,5 млн (ККУ 5,62), и прокат еще не завершен.

Мир катится в комикс

После достижений нолановского "Бэтмена", "Мстителей" Джосса Уидона и супергероев чуть меньшего калибра прогнозировать появление масштабных постановок по комиксам в нынешнем году и их последующий успех было легко и приятно. Единственным парнем, не вполне оправдавшим ожидания, оказался Росомаха (Marvel Comics): очередная история с его участием, имевшая подзаголовок "Бессмертный" и снятая Джеймсом Мэнголдом, имея бюджет $120 млн, собрала $415,3 млн, показав ККУ 3,46; создатели явно рассчитывали на большее. Тем не менее россияне могут быть довольны персонажем Светланы Ходченковой по прозвищу Гадюка: ей перепало много положительных отзывов от фанатов "Людей Икс" со всего света.

Война, хоккей, свадьба

Как и в прошлом году, российские релизы, которые прилично выступили в прокате, представляют настолько разные жанры и сняты настолько разными режиссерами, что выводить какую-то закономерность бессмысленно. Список ожидаемо открывает "Сталинград" Федора Бондарчука: несмотря на все критические отзывы, $30-миллионный проект, не без помощи Columbia Pictures (мейджор взял на себя интернациональный прокат), собрал $118,2 млн, это ККУ 3,94. Далее идет спортивно-биографическая драма "Легенда N17" Николая Лебедева; имея бюджет $13,7 млн, она собрала $27,96 млн (ККУ 2,04). Третья по сборам -- свадебная мокьюментари-комедия "Горько!" Жоры Крыжовникова, на ее счету $25,5 млн. При этом снята она за $1,5 млн, так что, если мерить по ККУ, то вот он, чемпион,-- 17 пунктов!

Завершают список такие непохожие друг на друга проекты, как "Метро" Антона Мегердичева и "Географ глобус пропил" Александра Велединского, объединяет их лишь то, что оба -- экранизации. "Метро" собрало $12,7 млн, но с солидным бюджетом ($9 млн) показало ККУ 1,41 -- негусто. "Географ...", снятый за $2,4 млн, за месяц с небольшим заработал $4,1 млн (ККУ 1,7). Весьма вероятно, что в список будет проситься комедия "Елки-3", но основную кассу она соберет уже в 2014 году -- тогда и подсчитаем.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное