Новости

Владелец СУЭК Андрей Мельниченко создает компанию по лизингу вагонов

Владелец Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Андрей Мельниченко заинтересовался железнодорожным бизнесом: его кипрская Far Eastern Rail Ltd получила у ЕБРР кредит на .133 млн на покупку инновационных грузовых вагонов, чтобы потом сдавать их в лизинг российским угольщикам. По мнению источников "Ъ", господин Мельниченко в первую очередь хочет создать кэптивного оператора для СУЭК, у которой большая потребность в вагонах. Но пока экономика инновационных вагонов до сих пор туманна, а на рынке и так переизбыток предложения, поэтому участники рынка и эксперты сомневаются в перспективах проекта.

Кипрская Far Eastern Rail Ltd (FER), договорившаяся в ноябре 2013 года с ЕБРР о кредите в .133 млн на покупку 10 тыс. полувагонов, контролируется структурами основного акционера СУЭК и "Еврохима" Андрея Мельниченко, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на базу D&B. Стоимость проекта -- .378 млн. В ЕБРР подчеркивали, что компания рассчитывает стать "ведущим поставщиком лизинговых услуг производителям угля".

В ЕБРР вчера сообщили "Ъ", что банк подписал договор займа с FER, деньги будут выделены после закупки инновационного подвижного состава и подписания лизинговых контрактов с крупными компаниями. Ожидается, что вагоны начнут поступать в этом году, добавили в ЕББР. В пресс-службе СУЭК лишь заявили "Ъ", что FER не имеет к ней отношения. Но железнодорожные операторы считают, что FER "в будущем станет чем-то вроде кэптивного оператора при угольной компании". Один из собеседников "Ъ" говорит, что идея создания "компании с парком вагонов при СУЭК" обсуждается уже несколько лет. Однако он полагает, что эффективность модели "не совсем очевидна с учетом падения доходности на вагон".

Большинство крупных отраслевых грузоотправителей в последнее время, наоборот, избавляется о вагонных парков и дочерних операторов. Пока инновационные вагоны, которые должна купить FER, в России серийно выпускают только УВЗ (2,4 тыс. в 2013 году) и ТВСЗ (4 тыс.). УВЗ передает все такие вагоны дочерней "УВЗ-Логистик", а ТВСЗ -- лизинговой Rail1520, на рынке они пока не продаются. На инновационные вагоны ТВСЗ еще весной 2013 года были даны тарифные скидки для операторов, УВЗ еще не получил такие преференции. Поэтому, говорит глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, ценообразование "до сих пор неочевидно". "Сейчас такой вагон мог бы стоить и 2,5 млн руб. при средней цене на обычный полувагон около 1,6 млн руб. Для формирования парка FER необходимо, чтобы на рынке появились другие предложения с тарифной скидкой",-- отмечает эксперт. По его оценкам, в этой ситуации СУЭК выгоднее брать вагоны в оперлизинг у ОВК, пусть и по высоким ставкам. Источники "Ъ" среди операторов считают, что "парк FER явно будет расти не быстро", но признают, что новый оператор может создать угрозу для их бизнеса, поскольку СУЭК начнет возвращать арендованные вагоны.

Егор Ъ-Попов, Юлия Ъ-Галлямова, Анатолий Ъ-Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное