"Помогай", "кирпич" и "кэмел"
Недаром в Приморье Суйфэньхэ называют просто Сунькой. Въезд сюда наших граждан еще с 1990-х осуществлялся по упрощенной схеме, когда турфирма оформляет групповую визу буквально за сутки. А теперь и виз не нужно. Граница сухопутная -- и автомобильные, и железнодорожные перевозки круглый год. По железной дороге в Китай завозят лес и уголь, и это так и называется: вагоны с лесом и углем. А вот трафик в обратном направлении обозначается множеством жаргонизмов. Китайский ширпотреб вывозят в основном "камазами", которые чаще все не "КамАЗы", а фуры любых марок. Что не взял "камаз" -- доставит "помогай". "Помогай", местное словечко, рожденное в процессе русско-китайского общения, означает то же самое, что в Амурской области и Хабаровском крае "кирпич", а в Забайкальском "кэмел",-- человек, перевозящий коммерческие партии товара под видом личных покупок. А слово "челнок", кстати, здесь не употребляют.
Согласно особым правилам через таможенные посты граждане могут ввозить в Россию без пошлины до 50 кг некоммерческого товара. Еще лет десять назад профессиональным "помогайством" занимались жители целых поселков: ради вывоза груза турфирмы не только отправляли их в Китай отдохнуть бесплатно, но еще и приплачивали. После ужесточения таможенного контроля с 2009 года "помогайская" активность снизилась, но не исчезла.
Казалось бы, зачем нужны "помогаи", когда перевозка 1 кг товара из Суйфэньхэ "камазниками" обойдется клиенту вместе со всеми погранично-таможенными сборами в 90 руб., а через "помогаев" -- 120-220 руб.?
Оказывается, что значительная доля "помогаев" сегодня обслуживает не рыночных оптовиков, а клиентов интернет-магазинов. Переносит через границу заказы покупателей одного из лидеров мировой интернет-торговли -- китайского Taobao.
К бизнесменам-коммунистам
"Сейчас позвоню помощнику первого секретаря горкома партии Суйфэньхэ, попрошу показать журналистам местные достижения. У нас тут все по-соседски",-- Константин Ягодин, владелец портала visitchina.ru и рекламного агентства "Синематика", тянется к мобильному телефону.
Портал visitchina.ru задуман как источник туристической информации о Китае; по словам Ягодина, столь полного и подробного ресурса о туристическом Китае в русскоязычном интернете больше нет. Монетизируется проект за счет рекламы, которую дает китайский бизнес -- отели, магазины, клиники. Вообще в обороте рекламного бизнеса Ягодина -- а это еще производство рекламных роликов и прочее,-- половина заказов с той стороны границы. Не только от предпринимателей, но и от городских отделов пропаганды. Как раз сейчас в Суньку для работы с клиентами отправляется сотрудница visitchina.ru Галина Блинова. И готова взять с собой корреспондента и фотографа "Денег".
В четыре часа утра в субботу грузимся в пустой автобус Владивосток--Суйфэньхэ. Хотя собственно грузиться нам предстоит на обратном пути. Тур из Владивостока в Суйфэньхэ (три дня и две ночи) стоит 4-5 тыс. руб. Однако если ты готов поделиться своими 50 кг, то есть взять чужой вес, то можно существенно сэкономить. Экономтуры -- так и называют фирмы этот вид туристического продукта -- предлагают от 500 руб. в зависимости от оставшегося туристу веса личных покупок. При 500-800 руб. лимит на собственные вещи -- 5 кг, а при 2-3 тыс. руб. -- 25 кг. Мы заплатили по полной стоимости, но сообщили руководителю группы, что готовы тоже выступить "помогаями": ему выгода, а нам репортаж. По мере приближения к границе автобус собирал на трассе пассажиров. Тут и китайцы, которые возвращаются домой, и обычные туристы с детьми. Уже где-то за Уссурийском в автобус ввалилась бригада пенсионерок 60-70 лет под предводительством энергичной женщины лет пятидесяти. Как я понял, это самый распространенный тип руководителя группы "помогаев".
На российской таможне, выгрузившись из автобуса, фотокорреспондент "Денег" расчехлил огромный профессиональный фотоаппарат. "Здесь нельзя снимать! -- буквально забилась в истерике предводительница бабушек.-- Вас задержат, а с вами весь автобус ждать будет!" Своим криком она привлекла внимание таможенника, и я понял, что специально.
После заселения в гостиницу наш руководитель группы ушел по делам, не забыв предупредить: "Что каждый из вас повезет, станет ясно перед отъездом. Но все будет сформировано так, чтобы походило на "для себя и семьи",-- каждая партия однотипного товара распределяется на разных людей. Будет, например, по пять трусов, по пять футболок и т. д. Придется запомнить, что у вас лежит, и на таможне не ошибиться, когда спросят".
Ягодин не преувеличил свои связи с местной парторганизацией: секретарь горкома дал команду в исполком, откуда прислали автомобиль и владеющего русским языком сотрудника по имени Шу Юн, или почему-то Витя. Оказалось, все русскоговорящие китайцы обязательно берут русское имя: им его назначают прямо на языковых курсах. Для удобства общения.
Ближайший к границе поселок Пограничный пребывает в упадке, а уже на подъезде к Суйфэньхэ кипит стройка: возводятся новые отели, торговые центры, жилые кварталы из монолитных домов. "В 1992 году, когда я впервые сюда попала, это была обычная деревня",-- вспоминает Блинова. Витя провозит нас мимо старого города -- действительно, обычные деревенские домики да несколько старых каменных домов у железнодорожной станции, которые, по словам Вити, построены в ХIX веке, при царской России. "Вон видите вагоны с лесом,-- кивает он на раскинувшуюся под мостом панораму станции,-- сейчас много пиломатериалов, а раньше из России только кругляк шел".
После поездки по городу мы вместе с Блиновой наносим визиты вежливости.
Вечером с нами связался руководитель группы: "Таможня уже в курсе, что со мной "помогаями" едут московские журналисты. Только что знакомая на улице рассказала, что об этом уже весь Суйфэньхэ знает. Таможня и так на ушах -- к ним едет какая-то московская комиссия. Так что на обратном пути вас уже ждут и примут по полной. "Помогайский" груз я вам теперь дать не могу".
На обратном пути к автобусу начинают подтягиваться те же туристы с огромными клетчатыми сумками. "Это не "помогаи" -- для себя везут",-- замечает наш руководитель. В этот момент из-за угла показались китайцы, тянущие огромную телегу, которую не видно под здоровенными обтянутыми черной лентой коробками. "А вот это уже "помогайский" груз",-- подмигивает мне руководитель. Коробки предназначались для группы пенсионерок. На российской таможне их заставляли разрезать ленту, показывать содержимое, но всех пропустили. Сразу после пересечения границы коробки перекочевали в грузовик.
Братская помощь
Таможня -- дело рискованное. "За "помогайскую" группу обычно проплачивают таможне -- 500-1000 руб. с человека,-- рассказывает бывшая руководитель группы, работавшая напрямую с владельцем груза.-- А если нет четких договоренностей, это превращается в лотерею: как повезет. Своим таможенники позволят хоть "камаз" протащить, а чужих для плана возьмут. Лично у меня был случай: везла группу из 40 человек, и товар конфисковали. Мне пришлось оплатить его стоимость -- около 1 млн руб., да плюс стоимость путевок несостоявшихся "помогаев"". По ее оценкам, сегодняшняя доля "помогаев" среди отправляющихся из Владивостока туристов составляет 20%.
Успешный руководитель группы, оказывается, может заработать больше иной турфирмы. Помимо гонорара за "помогаев" он может и сам помочь туристу купить товар и получить комиссионные от китайского торговца (обычно до 30%). Например, с купленной туристом шубы платят $150-500. В общем, производные от слова "помощь" -- и, добавим, речь идет о небескорыстной помощи -- звучат здесь постоянно.
По словам Натальи Барковской, владелицы турфирмы "Беркут-Находка", сегодня большинство турфирм Приморья переключились на другой приграничный город, Хуньчунь -- туда в отличие от Суйфэньхэ ездят не в шоп-туры, а лечиться. У "Беркут-Находка" сейчас 70% клиентов едут именно в Хуньчунь. Как мне по секрету рассказали руководители групп, на этом направлении они зарабатывают на комиссии даже с ресторанов, не говоря уже о медицинских центрах. Допустим, протезирование зубов обойдется туристу в 100 тыс. руб. (заметно дешевле, чем во Владивостоке). До половины этой суммы делят между собой "помогаи": переводчик с китайской стороны, руководитель группы, иногда турагентство. Поэтому в Хуньчунь руководитель группы ездит вообще без зарплаты от фирмы. Конкуренция на китайском направлении туристического рынка Приморья настолько высока (а с отменой виз в приграничные городки будет еще выше -- потребность в агентстве снизится), что все работают с минимальной маржей. По словам Виктории Шевченко, менеджера по туризму местного отделения "Трансаэро тур", наценка агентства на путевку стоимостью 5300 руб.-- всего 600 руб. Поэтому все заинтересованы в "помогайских" группах. Бывает, что агентство собирает группу из 20-45 человек, привлекая низкой ценой (продает путевки по себестоимости), зато руководитель группы потом делится с агентством комиссионными.
Онлайн с посредником
Большое офисное здание. Следую по указателю "Интернет-магазин Вещичка. Весь Китай on-line" и выхожу к небольшой комнатке с табличкой "Вещичка. Выдача заказов". Заглядываю через приоткрытую дверь: в одном углу шеренга упакованных в фирменные пакетики заказов, а в другом -- только полученный груз. Прохожу дальше и попадаю в уютную комнатку, обставленную простенькой, но стильной розовой мебелью. "Нравится? -- улыбается Екатерина Ескина, хозяйка компании.-- Мебель для себя мы тоже на Taobao всю заказывали". Еще совсем недавно (до декабря 2013 года) оплатить на Taobao товар российской картой и оформить прямую доставку в Россию было невозможно. Именно поэтому и появились посредники Taobao, которые покупают товар для клиента, получают в Китае, перевозят в Россию и отправляют клиенту. Бизнес "Вещички" устроен просто: клиент заходит на их сайт veschichka.com, где находит каталог товаров на русском языке (сам taobao.com только в иероглифах), выбирает нужное изделие и попадает по ссылке уже в выбранную категорию на сайт самого китайского магазина, где может выбрать по картинке. Дальше копирует ссылку выбранного товара и отправляет по электронной почте оператору "Вещички" или составляет заказ в личном кабинете на сайте: мол, хочу вот такое, такого-то размера, цвета. Оператор уточняет все параметры, проверяет наличие товара, еще раз согласует с клиентом, получает от него предоплату через российскую платежную систему. А дальше заказывает на taobao.com и оплачивает китайской карточкой. Адрес доставки -- склад партнерской компании в Суйфэньхэ. "Здесь очень важно, что там товар сразу проверят на соответствие параметрам заказа -- по цвету, размеру и т. д.",-- поясняет Екатерина. Комиссионные "Вещички" -- дополнительные 15% к цене Taobao. С учетом близости к Китаю, то есть скорости получения заказа, услуги посредников Taobao в Приморье очень популярны, несравнимо даже с Москвой. Пока мы разговаривали, в офис непрерывно приходили клиенты -- большинство предпочитают забрать товар прямо со склада посредника во Владивостоке. За прошлый год "Вещичка" выполнила около 5 тыс. заказов -- в основном покупают одежду.
Даже сегодня, после того как появилась возможность прямой покупки, бизнес посредников Taobao вряд ли исчезнет: их преимущества -- сервис по контролю заказа и схема доставки. Если отправлять почтой непосредственно из Китая, например, в Москву, то доставка, по словам Екатерины, выйдет дороже, чем с завозом во Владивосток. Такие посредники сами доставкой из Суйфэньхэ не занимаются -- просто заключают договор с транспортной компанией, и получают груз уже полностью "прошедший таможенную очистку" на складе во Владивостоке. Схема этой доставки, равно как и уплата пошлин, их не касается. Нельзя сказать, что все, но очень многие транспортные компании везут товар интернет-магазинов силами "помогаев" без уплаты пошлины.
В свете закона об ограничении покупок в зарубежных интернет-магазинах, когда покупки от .150 будут облагаться 30-процентной пошлиной, бизнес посредников вдвойне востребован, "помогай" ведь перевозит товар через границу как бы для себя, то есть без пошлины, а покупатель заказывает уже как бы в российском магазине. Собственно, через то же "окно на границе" в Суйфэньхэ везут и товар, заказанный на eBay.
Вообще в доставке через китайскую границу есть своя специфика. По словам Юрия Сингура, основателя компании "Спецросимпорт", китайские таможенники в отличие от коллег на европейских границах не отвечают на запросы российской стороны, и проверить соответствие деклараций невозможно.
Земля Хайшэньвэй
В Приморье мы прибыли в канун Нового года по восточному календарю. По словам местных жителей, большинство китайцев разъехались на двухнедельные каникулы, и до праздника фонарей, 14 февраля на улицах никого нет. Не знаю, что означает "никого нет" по меркам Владивостока, но нам китайцы встречались везде -- представляю, сколько их в обычное время. Китайское влияние хорошо заметно в местном наречии: дом здесь называют "фанза", а еду -- "чуфан". Но самым "китайским" городом края считается Уссурийск -- он и к границе поближе. Там находится один из самых дешевых и самых больших в России китайских рынков. Его еще называют ночным -- днем торгуют в розницу, а ночью загружают фуры оптовикам.
Уже на подходе к рынку встречаются китайские продавцы за уличными лотками. При входе видим надпись: "Плата за туалет -- 10 р.", продублированную иероглифами. На самом рынке то тут, то там едят из плошек деревянными палочками. Впрочем, очень много продавцов и европейской внешности. "Мы тут "помогаями" работаем,-- поясняет женщина в секции курток.-- Иностранцы не имеют права заниматься розничной торговлей. Китаец может тут в секции работать, типа "информировать о товаре", но деньги от покупателя в руки берем только мы. Они за это платят 300-400 руб. в день". Почти все китайцы на рынке -- нелегалы с просроченными визами или с разрешением находиться в другом регионе. Кто-то снимает квартиры, но многие до сих пор живут там же, на рынке, в надстроенных контейнерах. Помимо рынков много китайцев занято в строительстве-ремонте и, разумеется, в сельском хозяйстве.
Вернувшись во Владивосток, мы заехали в художественную студию "Мост", где продаются картины русских и китайских художников, а заодно разные принадлежности для рисования. Ее хозяин Сюэ Хулинь (на визитке у него написано "Хулинский Сюэ", хотя Хулинь -- это на самом деле имя) давным-давно гражданин России, а китайского гражданства лишен. Уже будучи кандидатом юридических наук, в 1989 году он принял участие в известных выступлениях на площади Тяньаньмэнь. После этого будущего в Китае для него не стало. В России он постоянно живет с 1996 года. Женился на русской, две дочки уже большие. По-русски говорит абсолютно свободно и почти без акцента. По оценкам Сюэ, китайцев в Приморье около 30 тыс. "Насколько реальна "китайская угроза" Дальнему Востоку, зависит от политики российского правительства, которое, на мой взгляд, недостаточно уделяет внимания его развитию, плохо удерживает людей,-- рассуждает Сюэ.-- Землю в районе Владивостока китайцы традиционно считают частью исторического Китая -- называют Хайшэньвэй, в переводе -- "Бухта трепанга"".
Если русские отсюда уйдут, то на их место придут китайцы, рассказывает нам Сюэ. Он объясняет, что это, конечно, никакой не целенаправленный захват -- просто люди стремятся туда, где есть свободная земля, рабочие места, больше возможностей элементарно прокормиться. И по тому, какой мы увидели приграничную жизнь, трудно с ним не согласиться.




SIA.RU: Главное