Новости

Как предприниматель из Владивостока доставляет праворульные машины

В Центральной России праворульные автомобили — экзотика, а Дальний Восток готов митинговать, стоит властям заикнуться о запрете правого руля. Корреспондент "Денег" Алексей Боярский провел один день с предпринимателем из Владивостока и узнал, какой доход приносит доставка средств передвижения из Японии.

10:00

Стиль оформления офиса владивостокской компании "Япония-Трейд" вполне соответствует первой части названия: напоминает интерьер традиционного японского жилища. На стенах -- аниме: девочки на мотоциклах и экскаваторах. Слово же "трейд" подчеркнуто расположенным сразу при входе монитором с меняющимися фотографиями автомобилей, какими-то схемами, индексами и описаниями в иероглифах вперемежку с цифрами. Судя по скачущим в режиме реального времени суммам в иенах, это торги на автомобильном аукционе в Японии. В ожидании совладельца компании Алексея Нечипоренко мне ничего другого не остается, кроме как следить за бойкой торговлей: подержанные машины расходятся как горячие пирожки.

Пока жду, в офис заходит усатый мужик в спортивной шапочке. "Вы заказать? Легковое?" -- уточняет менеджер Андрей. "Land Cruiser Prado, семиместный,-- мужик называет довольно необычную комплектацию знакомой вроде модели.-- Давайте посмотрим 2010 года, они в районе ╫1,3 млн". Андрей заглядывает в электронную базу: "Они начинаются от ╫1,45 млн: вот смотрите, что можно взять на эту сумму". Покупатель чешет затылок, но решается очень быстро: "Ладно, пусть будет TX Limited". Тут же составляется договор-заявка, клиент оставляет предоплату -- 60 тыс. руб.-- и уходит ждать, пока на аукционе появится заказанная им модель в пределах оговоренной цены. А я невольно задумываюсь вот о чем. Велика Россия, но как по уникальным местным особенностям определить, где ты находишься? Нет, конечно, если за окном Медный всадник или "Родина-мать", понятно, что ты в Санкт-Петербурге или Волгограде. Ну а если ты проснулся в спальном районе? Выглянул на улицу -- а там стандартные коробки. Не знаю, кто как, а я идентифицирую города по автомобильному парку. В Краснодарском крае или Астраханской области в теплом климате сохранилось много советских автомобилей, на дорогах полно "Жигулей", но главное -- и такое больше практически нигде не увидишь -- попадаются "Москвичи". Самарская область показательно патриотична: благодаря соседству с АвтоВАЗом доминируют "Лады", причем новые. А вот по мере удаления за Урал, в Сибирь буквально в геометрической прогрессии растет число праворульных "японок", что, впрочем, не отменяет присутствия и сохранившихся образцов советского автопрома, и сверхпопулярного в провинции Renault Logan, и прочих леворульных европейских моделей. Владивосток в смысле автопарка уникален. Если даже на Сахалине мне попадались новенькие Peugeot, KIA, Citroen, то в столице Приморья, за редким исключением, никаких автомобилей, кроме японских, нет. Даже леворульные машины, в основном большие внедорожники, тоже оказывались японскими "американцами". А мне-то казалось, после повышения пошлин на ввоз старых машин автопарк должен был измениться. Тем более что тут же, во Владивостоке, на заводе Sollers собирают внедорожники Toyota Land Cruiser Prado и корейские SsangYong. На дорогах города этих автомобилей не видно: местные их не привечают. "Да, первое время начали было покупать европейские и корейские машины, но потом очень быстро поняли, что настоящая "японка", даже с большим пробегом, значительно надежнее. Дилерским машинам здесь тоже не доверяют, предпочитают сделанные японцами для себя,-- пожимает плечами появившийся Алексей Нечипоренко.-- А к пошлинам после первого шока постепенно привыкли".

Честно говоря, основателя одной из крупнейших сегодня во Владивостоке компаний по завозу "японок" я представлял человеком в возрасте, этаким матерым автотрейдером из 1990-х. Нечипоренко оказался интеллигентного вида молодым человеком. Родился в 1984 году во Владивостоке, отец -- подполковник милиции, мать -- сотрудник отдела искусств городской администрации. Окончил английскую спецшколу, шахматист, имеет второй разряд. "А в 11-м классе я написал небольшую художественно-философскую книжку "Изнанка, которая за горой"",-- удивляет меня Алексей. Книжка была издана на деньги родителей. После школы Нечипоренко окончил факультет журналистики ДВГУ. Пока учился, подрабатывал репетитором английского языка, потом в местной газете вел рубрику об автомобилях. "На гонорары жить было нельзя, поэтому нашел другой источник дохода: покупал на местных авторазборах запчасти и отправлял их в регионы",-- вспоминает Алексей. От запчастей перешел к автомобилям, а заодно катерам. Когда в 2009 году подняли пошлины, многие крупные конкуренты во Владивостоке закрылись или перепрофилировались. Алексей же с компаньоном Михаилом Муллаяновым выстояли. Падение спроса на автомобили пережили за счет развития торговли подержанными катерами из Японии. В итоге компаний уровня "Япония-Трейда" во Владивостоке сейчас не более десятка. "Впрочем, десять лет назад крупный торговец продавал по 20 машин в день, а сегодня крупным считается продающий по 30-40 в месяц",-- замечает Алексей. В "Япония-Трейде" одновременно в работе около 50 заявок, в месяц продается около 60 автомобилей. Я, конечно, спрашиваю, насколько криминален автомобильный бизнес и помогает ли отец-полицейский. Алексей уверяет, что бизнес этот давно вышел из сферы интересов криминалитета и папа здесь абсолютно ни при чем.

10:40

Пока Алексей разбирается с бумагами, вникаю в суть процесса. В Японии не принято продавать машины, как у нас, из рук в руки. Гораздо легче выставить на аукцион. Там автомобиль проверяют по документам (в них видна вся история обслуживания, участия в ДТП и т. п.), проводят что-то вроде техосмотра и присваивают автомобилю соответствующую категорию состояния. Дальше машина включается в аукционный лист, который виден в интернете. Сутки покупателям на ознакомление, а потом торги. Цены, по которым продаются машины, с указанием года, пробега и состояния находятся в открытом доступе, на них и ориентируются российские заказчики и менеджеры "Япония-Трейда". После приема заявки и предоплаты менеджеры во Владивостоке начинают искать на аукционах нужный автомобиль. А обнаружив, дают задание партнерской компании в Японии принять участие в торгах в пределах оговоренной с клиентом суммы. После покупки клиент переводит фирме деньги и ждет доставки. Обычно от заказа до получения автомобиля вместе с доставкой и растаможкой проходит около месяца. По словам Нечипоренко, к стоимости машины добавляются расходы на доставку от стоянки японского аукциона до Владивостока -- $2,2 тыс. В эту сумму включен и гонорар компании -- $300. Пошлина платится дополнительно. "Больше накинуть трудно: конкуренция высокая",-- поясняет Алексей. В итоге трех-пятилетняя Honda Fit (леворульный аналог в России -- Jazz) с двигателем 1,5 л, пятью дверями, пробегом 60-70 тыс. км, что для "японки" вообще ничего, обойдется покупателю в 330-350 тыс. руб. Такая машина еще лет пять проездит без проблем. Обычно же приобретают машины повыше классом по 400-600 тыс. руб.

На мониторе у Алексея открыт сайт интернет-барахолки drom.ru. "У вас в Москве auto.ru, наверное, пользуются, а у нас автомобили на Drom продают,-- поясняет Алексей.-- Ежедневно мониторю цены тех, кто возит машины на "Зеленку"". "Зеленка" -- это знаменитый, крупнейший в России автомобильный рынок "Зеленый угол", откуда еще с 1990-х праворульные автомобили разъезжались по всей стране. Сегодня масштабы уже не те, но "Зеленка" жива и составляет серьезную конкуренцию компаниям, привозящим машины под заказ.

11:20

Алексей садится в припаркованный у офиса внедорожник Lexus. На заднем сиденье -- детское кресло. "Сыну восемь месяцев,-- поясняет Алексей.-- Моя мама после его рождения вышла на пенсию, помогает нам с женой".

Как я понимаю, общая маржа компании на легковушках -- около $18 тыс. Допускаю, что после всех расходов на аренду офиса и стоянок, на зарплату и рекламу остается немного. Но, видимо, неплохую прибавку дают спецтехника и катера.

На первый взгляд организовать такой бизнес нетрудно. Алексей прикидывает, что 3 млн руб. хватит. Снять офис, посадить двух работников контролировать аукционы и еще парочку -- вести переговоры с клиентами. Зарплаты -- по 30 тыс. руб. Правда, способные сотрудники через какое-то время всему научатся и уйдут работать на себя или начнут "левачить" -- на этом Алексей уже обжигался, приходится периодически обновлять состав. "Конечно, тут важна репутация, абы кому деньги не отдадут. Мы на рынке восемь лет, нам доверяют,-- размышляет Алексей.-- Какое-то время назад мы открыли дополнительный офис в Иркутске, по катерам под Байкал, так там сотрудник собрал с клиентов деньги и сбежал -- пришлось самим возвращать их клиентам. После этого открытие филиалов не практикуем". Конечно, все не так просто и дешево. В этот момент мы проезжаем под рекламной растяжкой "Япония-Трейда" на одной из главных улиц города. "Одна только эта растяжка обходится в 70 тыс. руб. в месяц",-- замечает Алексей. Реклама также идет на местных телеканалах, в прессе, интернете. А без постоянной рекламы покупать ничего не будут -- уже проверено. Оборотный капитал нужен, чтобы расплатиться с аукционом до получения денег от клиента.

12:30

Хотя местные и замечают, что ""Зеленка" уже не та", мне авторынок и сегодня кажется огромным, в Москве таких давным-давно нет. У меня разбегаются глаза, такое разнообразие моделей в столице не встретишь. Подхожу к красивому минивэну. "Noah 2010 года, 570 тыс. руб.",-- поясняет выскочивший из соседней машины продавец. "Noah?" -- такой марки или модели я не знаю. "Это Toyota,-- улыбается Алексей.-- У вас в Москве таких нет". По словам продавца, пробег 60 тыс. км, из Японии прибыла два дня назад. На вид машина в отличном состоянии. "Можно взглянуть на аукционник?" -- изображаю дотошного покупателя. Продавец роется в бардачке, не находит и обещает, если нужно, прислать в электронном виде. "Если б у них был аукционный лист, то они б его прямо на лобовое стекло прилепили,-- объясняет Алексей.-- Хотя, скорее всего, он есть, но его никогда не покажут: там указана реальная оценка, истинный пробег, который явно не 60 тыс., а 260 тыс. км. Возможно, еще и стоит отметка об участии в ДТП. Такие компании покупают на аукционе что-то совсем дешевое, чуть подправят и выставляют на рынок". Преимущества покупки под заказ становятся очевидны. Однако, по оценкам Алексея, половина жителей Приморья ездят за машинами на "Зеленку".

13:40

У входа на Владивостокскую таможню, что рядом с портом, висит объявление: "Отправка автомобилей спецконтейнерами: Иркутск -- 30,5 тыс. руб., Екатеринбург -- 42 тыс. руб., Москва -- 47,5 тыс. руб.". "И мы через партнерскую фирму тоже отправляем,-- замечает Алексей.-- У нас половина заказов из других регионов, в основном, конечно, из Сибири". На таможню он привез кучу распечаток с разных сайтов -- цены на катера с досок объявлений. "С автомобилями обычно проблем нет, у таможни всегда актуальные таблицы цен. А вот с катерами сложнее. Мы тут катер из Японии привезли, Bayliner-2556. Таможня оценивает его в $15 тыс., а мы -- в $10 тыс. Разница при уплате пошлины и НДС получается около $2 тыс. Вот несу наглядные доказательства реальной стоимости",-- объясняет Алексей, просит нас подождать, а сам заходит в какой-то кабинет.

15:05

Стоянка автомобилей на мысе Кунгас -- прямо у самой воды. Собственно, почему у воды, понятно: помимо автомобилей вижу здесь два ряда катеров. "Начало года -- самый сезон заказов и завоза катеров,-- объясняет Алексей.-- Чтобы за оставшиеся несколько месяцев до навигации их подготовить". На борту катера Yamaha замечаю парня с инструментами. Алексей здоровается с ним и поясняет мне: "Это наш катер, для себя привезли. Летом туристов на нем катаем". Спрос на катера в морском городе, как я понял, довольно высок. По словам Алексея, нормальный японский катер со спальным местом в каюте можно купить за 300 тыс. руб.

17:10

Кажется странным, что Алексей, человек с явно творческими наклонностями, торгует подержанными машинами. Рутина же. "Нет,-- вскидывается Алексей.-- Рутиной у меня менеджеры занимаются, а на мне именно творческая часть: постоянно придумываю новые фишки, рекламные ходы, новые предложения, расширяю ассортимент. А когда устану, просто сбегаю -- в деревню гонять на джипе, в море на катере или по подземельям брожу. Хотите, покажу?" Владивосток еще с допетровских времен весь изрыт укреплениями и подземными переходами. "Вон под бывшим знанием Дальневосточного университета есть вход в катакомбы: тут же еще с Русско-японской войны готовились к нападению Японии",-- Алексей показывает на здание, которое мы проезжаем. Мы едем по знаменитому вантовому мосту на остров Русский. "Это батарея Великокняжеская",-- Алексей берет фонарик и спускается к проему в стене. Историю Приморья он излагает как заправский экскурсовод. "Из моего поколения многие уехали -- кто в Москву, кто в Петербург,-- отвечает он на мой немой вопрос.-- А я уезжать не хочу -- зачем?" "А когда закончится бизнес с праворульными автомобилями? -- спрашиваю я.-- В свете политики государства, направленной на развитие российской сборки, этот бизнес бесперспективен". Алексей только пожимает плечами: "Так вот я постоянно и ищу что-то новое -- катера, флайборды, просто любые заказы с Yahoo!. Позиционируемся как агент, оказывающий услуги по закупке в Японии всего на свете. Плюс в Лос-Анджелесе офис открыли, развиваем американское направление"


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное