Новости

Зачем искать замену Visa и MasterCard

НАДЕЖДА ПЕТРОВА

50 млн руб. в час -- пиковая скорость снятия средств со счетов СМП-банка через банкоматы -- достаточно выразительная характеристика ситуации, в которой оказались 21 марта, наутро после объявления США очередных точечных санкций против РФ, семь российских банков: "Россия", ее "дочка" Собинбанк, попавшие под горячую руку Инвесткапиталбанк и СМП-банк (23 марта выяснилось, что они не соответствуют критериям введения санкций), а также три банка, которым не повезло иметь названные кредитные организации спонсорами в платежных системах.

Приостановка обслуживания карт (по грубым подсчетам, более 500 тыс.) платежными системами не сулила пользователям ничего приятного. Однако в их распоряжении оставались банкоматы не только родных банков, но и еще около 160 входящих в Объединенную расчетную систему, а также все торговые точки, которые для расчетов пользовались услугами банков--членов ОРС.

Ситуация для большинства не то чтобы критичная, и это оставляет клиентам выбор. Если они хотят минимизировать неудобства и вероятный экономический ущерб, то могут заранее запасаться наличными, снимать всю зарплату с карты в день перечисления или перевести счета в другой банк.

Точно такой же выбор между двумя стратегиями поведения есть у всех, кто опасается, что этот санкционный механизм будет задействован дальше -- хотя вроде бы очевидно, что нужно искать экономическое решение. Население оплачивает картами 16,8% товаров и услуг (оценка Михаила Хромова из Центра структурных исследований ИЭП имени Гайдара) и вряд ли обрадуется, если придется отказаться от этой привычки. Не обрадуются банки, если, потеряв гарантию доступа к электронным платежам, граждане перестанут держать деньги на счетах "до востребования" (к ним обычно привязаны карты) -- это 3 трлн руб., 5% совокупных пассивов банковской системы, 17% всех вкладов населения. И, разумеется, не обрадуется Минфин, который долго боролся против наличных расчетов -- за ними трудно следить налоговой службе.

В этих рамках, наверное, можно думать о перспективах организации процессинга по образцу ОРС -- без привлечения международных платежных систем к каждой трансакции. Можно призывать к участию в этом Центробанк -- в убеждении, что операционный центр можно построить "за пару месяцев и $20 млн". Можно в крайнем случае пытаться вдохнуть новую жизнь в сбербанковский проект ПРО100. Однако все эти решения годятся "в национальном масштабе", а трансграничные операции будут невозможны без платежных систем-партнеров. Нет смысла от них отказываться.

Об этом обстоятельстве легко забыть, если подходить к делу с политических позиций. И этот подход позволяет обязать платежные системы иметь операционный центр в России, не передавать за рубеж информацию о трансакциях, не связанных с трансграничными платежами, и обслуживать всех клиентов, которые не нарушают правила платежной системы или законы РФ. Буквальное прочтение законопроекта, внесенного в Госдуму 21 марта, предполагает, что Visa и MasterCard должны сделать выбор между соблюдением законов США и законов РФ. Абсурд? Но глава Минфина Антон Силуанов уже вынужден был заявить: "Пока нет серьезных оснований говорить, что мы должны отказываться от действующих расчетных систем, в первую очередь Visa и MasterCard". Могут и появиться -- читается в этом опровержении.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное