Новости

Крым готовится к наплыву туристов. Как лучше добраться на полуостров - по суше, воздуху или морю?

Вдохновлять россиян на любовь к Крыму, как показывает опрос "Денег", не требуется. Надо только дать им возможность попасть туда, где Черное море, белый мускат и красные крымские помидоры. Впрочем, отечественные власти самых разных уровней уже пообещали заполнить Крым туристами, планируя отправлять туда россиян по суше, воздуху и морю.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА

"Крым -- это форменная жемчужина. Оттуда народ приезжает -- только диву даешься. То есть поедет туда какой-нибудь дряхлый интеллигентишка, а назад приезжает -- и не узнать его. Карточку раздуло. И вообще масса бодрости, миросозерцания",-- утверждал в далеком 1926 году Михаил Зощенко. Сколько лет прошло, а по следам главного героя рассказа "Кузница здоровья" Сереги Пестрикова до сих пор мечтают отправиться тысячи россиян.

В новых же условиях этот курорт вообще становится новым туристическим трендом. На правительственном совещании по Крыму Дмитрий Медведев заявил о необходимости максимально задействовать туристические возможности полуострова. Ответственным по Крыму в правительстве был назначен вице-премьер Дмитрий Козак. На встрече российских парламентариев с крымским руководством глава КПРФ Геннадий Зюганов предложил помочь коммунистами: "Впереди летний курортный сезон, давайте возьмем обязательство, что если в прошлом году было 6 млн отдыхающих, то в этом году будет 8 млн". Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский его поддержал: "Не волнуйтесь, вы захлебнетесь от наших туристов. Палатки готовьте". Кроме того, стало известно, что ряд предприятий Сахалина и Тулы уже готовы направить сотрудников на отдых в Крым. Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что россияне смогут поехать на санаторно-курортное лечение в Крым за счет средств Фонда социального страхования.

В общем, спасением курортного сезона сейчас занимаются и на правительственном, и на парламентском, и на местных уровнях. Ожидается, что итоговые решения будут сформулированы в "дорожной карте" в ближайшие дни. Из тех же, что уже были оглашены представителями различных министерств и ведомств, самые важные -- организация дополнительного транспорта на полуостров и снижение цен на авиабилеты.

Койко-место под солнцем

"Да все тут тихо, спокойно! Приезжай!" -- искренне обрадовался звонку хозяин частной гостиницы Борис, у которого я отдыхала несколько лет назад в Северной бухте Севастополя. Он радостно рассказывал новости, пребывая почти в эйфории от всего происходящего, и было понятно, что ни о каком падении турпотока он не думает.

Когда мы отдыхали в этом районе, место производило удручающее впечатление. Бедная инфраструктура, необорудованный пляж, от которого метрах в ста строились какие-то коттеджи. Теперь, по словам Бориса, все сильно преобразилось, коттеджи-мини-гостиницы давно построили. Пляж оборудовали. "Следят за ним, но пускают бесплатно",-- хвалит он владельцев новых мини-гостиниц. Цены у него по-прежнему невысокие. Номер в сутки на троих -- 1 тыс. руб. Если с питанием -- 2,5 тыс. руб. на всю компанию. "Говорят, летом могут запустить чартерные гражданские рейсы на военном аэродроме в Бельбеке",-- делится местными сплетнями Борис. Он очень рассчитывает на туристов и из России, и с Украины, говорит, что жильцы, которые приезжают из года в год, уже звонили из Белгорода и Липецка.

В прошлом году Крым посетили 5,9 млн туристов. По данным министерства курортов и туризма Крыма, 65,6% (3,8 млн человек) общего турпотока в 2013 году составили граждане Украины, а 26% (1,5 млн) приехали из России.

В лучшие времена, которые, видимо, и помнит Геннадий Зюганов, Крым принимал до 8 млн туристов в год (середина 1980-х). В последние годы о таких цифрах крымчане только мечтали. Из бюллетеня крымского министерства следует, что в 2012 году в 620 здравницах функционировало около 132 тыс. развернутых койко-мест, а число отдохнувших составило 1,16 млн.

Проявляя патриотически-туристический энтузиазм, российские политики не задумываются ни о том, сколько отдыхающих готов принять в этом году Крым, ни о том, как они туда доберутся. А ведь сейчас это самый большой вопрос. Три недели назад продажи турпутевок в Крым почти полностью остановились. Звонок "Денег" первому попавшемуся туроператору с просьбой подобрать тур в Крым привел в настоящее замешательство девушку на том конце провода. Придя в себя, она посоветовала бронировать тур со скидкой прямо сейчас, но с авиабилетами не торопиться: "Говорят, будут скидки".

Кто по воде, а кто посуху

В крымском министерстве курортов и туризма царит оптимизм. "В целом в 2014 году Крым планирует принять количество туристов на уровне 2013 года, порядка 6 млн человек, из которых 60-70% -- россияне",-- говорят там. В Ростуризме, где создана рабочая группа по Крыму, пока не разделяют энтузиазма. "Сейчас речь идет о том, как вернуть туристов, которые отдыхали в организованном секторе. Это около 1,3 млн человек. Из них 20%, то есть 260 тыс., дети,-- рассказывает руководитель пресс-службы Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Ирина Щеголькова.-- Я вчера говорила с директором "Артека". Он в ужасе, потому что лагерь пустой. В сезон они принимают 3,6 тыс. детей за смену. Вне сезона, как правило, 1,2-1,5 тыс. детей жили, учились, лечились. Сейчас никого нет".

Над вопросом, как туристы смогут попасть в этом году на полуостров, приходится думать всем, кто задействован в операции по спасению туристического сезона в Крыму. По оценке министерства курортов и туризма, в 2013 году 67% туристов приехали на полуостров по железной дороге. Что касается непосредственно россиян, как рассказали "Деньгам" в Федеральной пассажирской компании, в сезон отпусков, с июня по сентябрь, в Крым и обратно ФПК перевезла около 2,1 млн пассажиров.

Увеличить пассажиропоток нетрудно. В случае необходимости в ФПК готовы пустить дополнительные поезда. "Проблема в чем? Проблема в том, что совершенно непонятно, что будет с железнодорожным транспортом. То есть он как бы есть. Но поезда идут по территории Украины. И народ боится ехать, потому что буквально недавно ограбили поезд, который шел в Кишинев, и у всех граждан, у кого были российские паспорта, все отобрали",-- рассказывает Ирина Щеголькова. Таким образом, железнодорожный путь в Крым на данный момент под вопросом.

Остается два варианта -- самолет или паром через Керченский пролив. На форумах автомобилистов пишут, что в очереди на паром в разгар сезона можно простоять от 1,5 до 15 часов.

В перспективе через Керченский пролив будет построен и мост с автомобильным и железнодорожным сообщением, который существенно сократит путь в Крым на автомобиле. Однако сейчас только подводятся итоги конкурса на разработку ТЭО будущего транспортного коридора. А пока придется ждать у моря парома.

Воздушный коридор

Самые большие ставки делаются на авиацию. Технически, по оценкам экспертов, с доставкой туристов самолетами проблем быть не должно. "С точки зрения пропускной способности аэропортов Крым может принимать все типы воздушных судов. Я не в курсе, какая там сейчас пропускная способность, но в советское время аэропорты там отлично работали",-- говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. И действительно, в 2013 году, по данным пресс-службы международного аэропорта Симферополя, его пассажирооборот составил 1,2 млн человек, а в 1990-м -- около 5 млн.

"Мы оценили, сколько понадобится регулярных рейсов в неделю -- 550. Сейчас -- меньше пяти рейсов,-- говорит Илья Уманский, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР).-- Секундочку". Он прервался, чтобы передохнуть: оказывается, мы с ним говорим по телефону, пока он поднимается в Крыму в гору. Говорит, что приехал сюда, как обычно, перед началом сезона. "Цены более чем конкурентные. По сравнению с Краснодарским краем ниже минимум на 15%. Вопрос только в том, как будет решен вопрос с авиаперевозками и ценами на авиабилеты",-- говорит Уманский. На совещании у президента министр Соколов говорил, что на тот момент авиасообщение с Крымом осуществлялось тремя рейсами из Москвы, которыми "Аэрофлот" и "Глобус" перевозили примерно 400-600 пассажиров в сутки в одном направлении. Однако Минтранс уже имеет подтвержденные заявки авиакомпаний на 14 авиарейсов в сутки. "Авиаперевозка на сегодняшний день дорогая. Билет стоит от 11 тыс. до 15 тыс. руб. Туроператоры говорят: чтобы туристы полетели, нужно, чтобы билет стоил 7 тыс. руб.",-- уверена Ирина Щеголькова.

Но цены на авиабилеты уже обещают снизить. Как стало известно после совещания с главой правительства Дмитрием Медведевым, авиакомпания "Трансаэро" готовится с 15 апреля начать полеты классом "Дисконт" по маршруту Москва--Симферополь. Билеты в один конец будут стоить около 4,5 тыс. руб. "Аэрофлот" о своих планах пока не говорит. Но премьер-министр Медведев уже поручил компании рассмотреть возможность задействовать свою "дочку" -- лоукостер "Добролет" -- для отправки туристов в Крым.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное