В прошлом году на российском рынке произошло 419 венчурных сделок, средний объем которых составил $7,7 млн, следует из отчета J&P. Таким образом, объем всего рынка составил более $3,2 млрд. В исследовании учитывались все сделки с российскими стартапами, российские инвестиции в зарубежные стартапы, в том числе синдицированные, вложения основателей в собственные предприятия, а также прямые инвестиции в венчурные компании на зрелой стадии развития. При этом большая часть пришлась на сделки, связанные с выводом денег и выходом инвесторов из проектов (cash-out): на 13 таких сделок пришлось $2,3 млрд. Остальная часть финансирования -- $912 млн -- поступила в ходе 406 сделок, связанных с привлечением новых инвестиций (cash-in). Подавляющее большинство инвестиций cash-in было вложено в стартапы на посевной стадии -- 72%.
Наиболее перспективным сегментом венчурные инвесторы считают потребительский сегмент (B2C) -- туда в 2013-м пошли $2,6 млрд, или 82% денег, которые вкладываются в отрасль. В отчете J&P раскрыт только один сегмент, в который привлекалось максимальное количество инвестиций,-- это электронная коммерция, куда в 2013 году пришло $371,6 млн. В какие сегменты были проинвестированы оставшиеся $2,2 млрд, представитель J&P не раскрыл. Как ранее сообщалось в отчете Fastlane Ventures, инвесторы предпочитали вкладывать в онлайн-ритейл, куда в 2013 году пришло 58% инвестиций (на 10% меньше, чем в 2012 году). Кроме того, растет популярность финансовых и рекламных сервисов, а также игр.
Российские стартапы все больше вовлекаются в международные процессы, получая инвестиции из зарубежных фондов, констатирует J&P. Это, в частности, интернет-ритейлер Lamoda, торгующий одеждой, обувью и аксессуарами, крупнейший сайт рекламных объявлений Avito, сервис онлайн-бронирования отелей Ostrovok.ru. Кроме того, российские инвесторы активно вкладывают средства в зарубежные стартапы. Среди последних J&P называет, например, биотехнологический GenapSys, занимающийся расшифровкой генома, частная американская космическая корпорация Planet Labs (оба проекта проинвестировал Юрий Мильнер), немецкий сервис по доставке еды Delivery Hero (в его финансировании принял участие фонд Дмитрия Фальковича Phenomen Ventures), вьетнамский интернет-поисковик CocCoc, созданный бывшим сотрудником Mail.ru Group Виктором Лавренко.
Опрошенные J&P участники рынка считают, что в 2013 году он вырос на 25%, а в 2014 году еще на 20%, до $3,8 млрд. Впрочем, согласно иным отчетам, опубликованным ранее, на такой рост отрасли рассчитывать не приходится.




SIA.RU: Главное