Минэнерго направило в правительство предложения по очередному изменению налоговой политики в нефтяной отрасли, сообщили "Ъ" в ведомстве. Ранее правительство предполагало, что с 2015 года нефтяники будут платить экспортную пошлину на мазут в размере 100% от нефтяной ставки (сейчас на нефть платится около $385 за тонну, а на мазут -- 66% от этой суммы). Это могло дать бюджету дополнительно 250 млрд руб. в год. Теперь Минэнерго настаивает на плавном повышении пошлины: с 2015 года -- 80%, с 2016 года -- 90%, с 2017 года -- 100%, объясняя это тем, что при уплате 100% уже с 2015 года маржа переработки на НПЗ с высоким выходом мазута может стать отрицательной, а производство бензинов сократится на 1-4 млн тонн.
Минэнерго предлагает сфокусироваться на увеличении ставки НДПИ на нефть, доведя ее до 625 руб. за тонну с 2015 года (сейчас 493 руб. за тонну, в 2015 году при сохранении текущей политики -- 530 руб.), при этом снизив ставку экспортной пошлины на нефть с 57% до 51% в 2015 году. Изменения могут коснуться и пошлин на бензин: с 2016 года ведомство предлагает снизить их до 85% от нефтяной ставки (сейчас 90%), с 2017 года -- 75%, с 2018 года -- до ставки дизтоплива (в 2014 году -- 65% от нефтяной).
Чтобы сократить влияние налогового маневра на потребителя (меры могут привести к увеличению цены на нефть внутри страны и удорожанию нефтепродуктов), по мнению Минэнерго, необходимо снизить ставки акцизов на бензин и дизтопливо. Но при существующей налоговой модели акцизы являются основным источником средств для дорожного фонда, который должен быть значительно увеличен. Владимир Путин поставил перед правительством цель удвоить объем строительства автодорог в стране. Как предлагается решить проблему платежей в дорожный фонд, в Минэнерго не пояснили.
Налоговый маневр в нефтяной отрасли применяется с 1 января 2014 года (за этот год должен дать бюджету дополнительно 36 млрд руб.). Сейчас он предусматривает снижение ставок пошлин на нефть и нефтепродукты при увеличении ставки НДПИ. Вчера в правительстве и Минфине комментировать предложения Минэнерго отказались. Источник в Минфине уточнил "Ъ", что изменения требуют дальнейшего обсуждения.
Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, рассказал "Ъ", что Минэнерго представило свои предложения нефтяникам и от большинства "не получило негативной реакции". В прошлом году практически все крупные нефтекомпании выступили против налогового маневра, так как опасались снижения рентабельности добычных проектов из-за роста НДПИ, роста внутренней цены на нефть и нефтепродукты и возможных последствий увеличения пошлины на мазут.
По данным Андрея Полищука из Raiffeisebank, предложения Минэнерго связаны с тем, что нефтяники запаздывают с модернизацией НПЗ и сейчас экспортируют около 60 млн тонн мазута в год. Но эксперт полагает, что даже при снижении акциза правительству вряд ли удастся свести к нулю дополнительную нагрузку на конечного потребителя.




SIA.RU: Главное