"Господдержка стартапов в России не помогает выращивать мировые инновации"
В ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙ
Венчурная мода переменчива: инвесторам нужны то социальные сети, то купоны со скидками, то сайты о здоровье. Прошлый год был урожайным для проектов в области "финтех", которые соединяют финансовые сервисы с возможностями интернет-индустрии. Например, сервис P2P-кредитования LendingClub привлек $182 млн инвестиций (оценен в $2,3 млрд), компания mPowa, позволяющая принимать карточные платежи при помощи смартфона, получила $76 млн. В целом за пять лет мировые инвестиции в "финтех" выросли втрое -- с $930 млн в 2008 году до $2,97 млрд в 2013-м.
Нельзя сказать, что Россия осталась в стороне. Когда мы анализируем структуру инвестиций в российский интернет, видим всплеск интереса к финансовым сервисам. В 2013 году в них инвестировали $43 млн, примерно в четыре раза больше, чем годом ранее. Этот рывок объясняется эффектом низкой базы: раньше "финтехом" почти никто не интересовался, а в 2013 году он собрал 6,5% от всех инвестиций в рунете. Самые заметные события на российском "финтех"-рынке -- это IPO Qiwi и покупка "Яндекс.Денег" Сбербанком.
Однако влияние мировой моды на российский интернет подобными короткими аллюрами в некоторых сегментах и ограничивается. Всерьез изменить структуру рынка они не способны. Большая часть инвестиций в российском интернете по-прежнему сосредоточена на неувядающей классике -- электронной коммерции. В 2012 году инвестиции в электронную коммерцию составляли 68% от всех инвестиций в рунете, в 2013-м -- 58%. В ближайшие годы этот сегмент продолжит привлекать более половины всех инвестиционных денег.
Почему в России не появляются инновационные проекты, изначально направленные на внешний рынок, способные, как Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) или Twitter, покорить мир? Дело не в недостатке идей.
Российский интернет пережил свой романтический период в 2010-2011 годах. Успешные IPO "Яндекса" и Mail.ru Group породили бум стартапов, которые хотели вырасти в новых мировых гигантов. Но инвесторы вскоре поняли, что небольшими инвестициями на старте тут не обойтись: гиганта надо не только постоянно подпитывать деньгами, но и выращивать восемь--десять лет. Редкий инвестор в России способен устанавливать такие длинные горизонты.
Понятен расчет инвестора, вкладывающего в такие компании: он ждет не резкого рывка (это возможно только на высокорисковой посевной стадии), а надежного возврата инвестиций в течение трех--пяти лет. За это время невозможно развернуть бизнес в мировом масштабе, и перед менеджерами ставятся другие задачи -- занять долю на растущем отечественном рынке. Сравните с Израилем: страна с населением 7 млн человек просто не может обеспечить достаточное число пользователей для всех своих стартапов и поневоле ориентируется на США.
Государственная поддержка стартапов в России тоже не помогает в выращивании мировых инноваций. Во-первых, госпрограммы не ставят обязательным условием инвестиций нацеленность проектов на международный рынок. Во-вторых, господдержка сокращается: в 2013 году грантов стало как минимум в три раза меньше по сравнению с 2011-м.




SIA.RU: Главное