Новости

ФАС предлагает отрегулировать рынок duty free

Рынок duty free в России монополизирован и закрыт для новых участников, считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Из всех проверенных ею пунктов пропуска конкуренция обнаружилась только в терминале F аэропорта Шереметьево. Выходом, по мнению ФАС, может стать введение регулирования рынка в части определения платы за помещения и требования проведения конкурсов на право их аренды для магазинов duty free.

ФАС проводила исследование рынка беспошлинной торговли в 2012-2013 годах по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Объектами исследования стали 44 воздушных, 33 автомобильных, девять морских, два железнодорожных и один речной пункт пропуска через границу. Служба установила, что в 2013 году объем реализации товаров через магазины duty free составил 35,6 млрд руб., из которых основной объем -- 28,9 млрд руб. (81%) -- пришелся на аэропорты. Наименьший объем продаж беспошлинных товаров отмечен на объектах железнодорожного транспорта -- только 4,9 млн руб.

Как установила ФАС, конкуренция на рынке duty free в России не развита: в 67 пунктах был обнаружен лишь один оператор беспошлинной торговли, в 14 пунктах -- два оператора, в трех пунктах -- три оператора, четыре и более оператора были найдены в пяти пунктах. Нормальный уровень конкуренции ФАС отметила только в терминале F столичного аэропорта Шереметьево -- ни у одной из восьми организаций, занимающихся там беспошлинной торговлей, не было доминирования (более 50%) в продажах алкоголя, табачной продукции, продуктов питания, парфюмерии и косметики.

"В целом рынки услуг беспошлинной торговли являются закрытыми, вход новых участников на рынок значительно затруднен из-за непреодолимости отдельных барьеров (ограниченное количество площадей для организации магазинов беспошлинной торговли и их неприспособленность к торговле теми или иными товарами)",-- пришла к выводу ФАС. Причины доминирования отдельных хозяйствующих субъектов служба видит в недостаточном количестве пригодных для организации магазинов duty free помещений в пунктах пропуска, притом что собственники таких помещений предоставляют их в аренду без проведения конкурсов или аукционов.

По словам топ-менеджера одного из крупных операторов duty free в столичном регионе, отдельные российские аэропорты уже сейчас проводят конкурсы по аренде площадей. "Например, Домодедово такие конкурсы организует уже лет пять по собственной инициативе. Кто дал больше -- тот и выиграл. Честнее этого быть ничего не может",-- рассуждает собеседник "Ъ". Начальник Центра общественных связей Шереметьево Анна Захаренкова сказала, что аэропорт проводит конкурсы на аренду площадей под магазины duty free с 2010 года. "Срок минимальной аренды таких площадей -- пять-семь лет",-- уточнила госпожа Захаренкова.

По словам одного из участников авиарынка, проблема отсутствия конкуренции в секторе duty free касается больше региональных аэропортов. "В отличие от аэропортов Московского авиаузла, они строились давно и не предполагали большого количества некоммерческих помещений",-- говорит собеседник "Ъ".

Олег Ъ-Трутнев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное