Чудесным майским днем президент и вице-президент Major Auto Михаил Бахтиаров и Ярослав Бобрович предложили мне прокатиться на выбор на автомобиле Jaguar XJ, Jeep Grand Cherokee 2014, Jeep Wrangler, Range Rover Evoque или Cadillac Escalade. Впрочем, предложили не только мне, но и еще паре десятков журналистов. Однако самым интересным в этом предложении был не тест-драйв, а обещание топ-менеджеров Major Auto рассказать о совершенно новом для российского рынка финансовом инструменте. "Мы хотим рассказать вам о, не побоюсь этого слова, революции",-- заявил Бахтиаров.
Начал он, впрочем, с другого -- со статистики. По итогам 2013 года продажи легковушек в России сократились на 5,5%, с начала этого года -- на 4%, а за апрель -- на 8%, привел Бахтиаров данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Предпосылок к тому, чтобы ситуация до конца года как-то выправилась, судя по настроению топ-менеджеров крупнейшего автодилера, на рынке не наблюдается. Напротив, закредитованность граждан растет, их финансовая дисциплина хромает, а автокредиты дорожают.
В такой ситуации Major Auto решила предложить россиянам новый продукт -- лизинг автомобилей для физических лиц. "Во всем мире лизинг составляет не менее 30% в общем объеме продаж авто для физлиц",-- рассказал Бахтиаров. По его словам, у нас это стало возможно после того, как в российское законодательство были внесены поправки, позволившие передавать технику в лизинг не только для предпринимательской деятельности. Суть лизинга Бобрович обрисовал на примере машины за 1,2 млн руб. С автокредитом ежемесячный платеж получается почти 47 тыс. руб. (ставка -- 15,5%, срок -- два года, 20% -- первоначальный взнос). С лизингом на тот же срок выплаты в месяц снижаются на 4 тыс. руб., а в результате удается сэкономить свыше 120 тыс. руб. Однако это в случае, если автомобилист выбрал программу, по которой в конце он выкупает машину.
Расчеты же по другой программе, когда после двухлетней аренды машина остается у "Major Лизинг" (входит в ГК Major Auto), вообще переворачивают представление о дороговизне владения не самой дешевой машиной. По словам Бобровича, лизинговые платежи вчетверо меньше автокредитных -- 13,6 тыс. руб. в месяц.
Никогда такого не было, и вот опять
Первое, что я выяснила, вернувшись в редакцию,-- никакой революции в лизинге для физлиц не произошло. Коллега рассказал, как год назад чуть не взял по аналогичной программе Volvo. "Почему не взял? Страховка была 150 тыс. руб. Дорого",-- сказал он. А вот его товарищ недавно купил по подобной схеме паркетник BMW X1, при том что даже с автокредитом машина была ему не по карману. "Взял на три года, я доволен. Заплатил 500 тыс., теперь плачу по 25 тыс. руб. Если бы просто брал автокредит, выходило под 40 тыс. руб. в месяц. Буду ли выкупать через три года? Честно сказать, еще не думал над этим",-- рассказал товарищ по телефону.
Машина у него, как оказалось, все же была не в лизинге -- это был автокредит с остаточным платежом. Принцип такого кредита идентичен тому, что предлагают продавцы лизинговых программ: вносишь первоначальный взнос, в течение двух или трех лет ежемесячно платишь небольшую сумму, а потом или разом выкупаешь автомобиль, или отдаешь обратно дилеру.
Фокус в том, что такая схема позволяет существенно снизить ежемесячные платежи даже с включенными в них страховкой и ТО. Лизинговые компании предлагают в общем то же самое. Выглядит это действительно привлекательно, и покупатели начинают заглядываться на более дорогие автомобили. "Не мог заснуть. Полез в интернет, наткнулся на калькулятор BMW. Показывает, что можно взять BMW на 36 месяцев по 7 тыс. руб. в месяц, Остаточный платеж -- 54%. Что, реально взять BMW за 7 тыс. в месяц? Или я чего-то не понял",-- пишет, к примеру, пользователь llluKo в полчетвертого утра на форуме avtokadabra.ru
Однако суть этих заманчивых предложений в том, что в конце срока выплат нужно найти сразу большую сумму (например, те самые 54%) или бесплатно отдать практически новую машину. Тому товарищу, который сейчас в ус не дует, выплачивая за машину по 25 тыс. руб. в месяц, в конце срока надо будет заплатить 435 тыс. руб. Или вернуть дилеру свеженький BMW, за который к тому моменту он выплатит почти 1,4 млн руб.
Тем не менее формально в Major Auto совершенно правы: автокредиты с остаточным платежом в России были, а лизинговых программ для физлиц не было, они начинают появляться только сейчас. Правда, конкуренты к таким программам относятся с большим скепсисом. "В нашей стране развивать лизинг для физлиц не имеет смысла. Во-первых, эта услуга не востребована. Если бы на нее был спрос, поверьте, мы бы знали",-- доверительно сообщил один из топ-менеджеров лизинговой компании, продвигающей популярную в России европейскую марку. Другой топ-менеджер напомнил, что у нас "физлицо, взявшее авто в лизинг, будет только нести дополнительную нагрузку в виде НДС и никогда не сможет отнести это себе на расходы, как это делается на Западе". "Там это очень популярно, поскольку поддерживается государством в виде определенных налоговых льгот",-- добавил он.
На Западе физлица получают такие же льготы, что и бизнесмены. "У меня друг в Лос-Анджелесе живет, работает в компании, предоставляющей услуги по переездам, по-нашему грузчик. Так вот он взял себе новую Infinity G37 в лизинг и платит по $300 в месяц. Эта машина, к слову, стоит $100 тыс. Думаю, в России пришлось бы платить ежемесячно по 30 тыс. руб.",-- пишет один из комментаторов на avtokadabra.ru. В России вернуть НДС 18% могут только юрлица, которым лизинг позволяет минимизировать и налог на прибыль, что не секрет.
Автомобилистам все равно, что конкретно включают продавцы машин в ежемесячные платежи -- НДС, риск невозврата денег или отдых с семьей на Лазурном берегу. "Три года вы выплачиваете только проценты. А остаточный платеж -- это тело кредита",-- потрясла меня менеджер Тойота-банка подробностями кредитной программы "Гарант". В рекламе по этой программе обещают отдать Toyota RAV4 за 30% первоначального взноса и от 5,8 тыс. руб. ежемесячных платежей. "Кредиты с остаточным платежом на самом деле выгодны за счет более низкой процентной ставки, но только если вы платите больше того, что должны платить в месяц. Например, должны 10 тыс. руб., а платите 20 тыс. руб.",-- пыталась приободрить меня консультант, поняв, что теряет потенциального покупателя.
Еще мы выяснили, что дилер готов принять далеко не каждый автомобиль,-- об этом нужно помнить при выборе варианта с возвратом. "В договоре есть довольно серьезный список требований к машине, которую вы будете возвращать. Мы читали, к примеру, царапина должна быть не больше 5 см, и т. д. и т.п.",-- рассказала менеджер банка. Это важно, потому что в договоре с выкупом автомобиля указывается, за сколько дилер будет выкупать автомобиль. "Раньше можно было самому продать машину и расплатиться с банком, но с 1 января 2014 года это отменили, и теперь дилер сам ее продает",-- напоследок уточнила она.




SIA.RU: Главное