Кольцо недоверия
Иван Николаев из "Автокриминалист.ру", коренастый добродушный мужчина в кожаной куртке, раньше служил в органах, а теперь помогает покупать подержанные машины. Вместе с покупателем или самостоятельно он выезжает к продавцу. Диагностика технического состояния -- три тысячи, столько же -- проверка юридической чистоты. За день делает три-пять выездов. Сегодня взял в рейд корреспондента "Денег". На серой Kia Ивана мы едем в Строгино. Клиент, невысокий мужчина с модной стрижкой и сединой на висках, ждет нас у входа в небольшой автоцентр. Здесь он за 1,67 млн руб. присмотрел Mercedes SL500 2008 года, ездивший раньше по Курской области. С клиентом -- товарищ покрупнее, в спортивном костюме. Спускаемся в полуподвальное помещение, где выставлены Bentley и Rolls-Royce, а на стенах изображения концепт-каров. Покупатель присаживается на водительское кресло. "Капот откроете?" -- просит его Иван. "Не знаю как",-- отвечает тот. Понятно, что помощь ему нужна.
После предпродажной подготовки машина сверкает, но Иван минут за двадцать выясняет, что "перекрашено полкузова" и скручен пробег. Сейчас выявить неисправности легче, чем раньше, рассказывает Иван. У него прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия, автомобильный диагностический компьютер. Но и наколенник с собой: частники обычно показывают машины на улице, надо же под них как-то заглядывать и при этом не испачкаться.
Переходим к юридической части. Менеджер автоцентра вносит две ксерокопии и торжественно объявляет: "До нас дошло два ПТС". Владелец потерял первый, потом нашел и решил сохранить, хотя должен был вернуть в ГИБДД. Если наш клиент решится на покупку, эту трогательную историю ему придется пересказывать при последующей перепродаже. В общем, едем смотреть следующую машину. Трехлетняя Audi A7 (1,65 млн руб., торг) стоит в уютном дворике недалеко от метро "Маяковская" -- самое время доставать наколенник. Представитель владельца -- молодой человек в майке с надписью "Relativity is my weapon" (что-то вроде "Связи -- мое оружие"). Под капотом Audi липовый цвет, под крыльями грязища -- стоит с зимы. Проблема с пневмоподвеской: поднимаются только три стойки. "И правда. Удивлен, что в официальном центре про это ничего не сказали",-- соглашается "Relativity is my weapon". Сходятся на том, что необходимо еще раз свозить машину в техцентр, а ремонт в случае необходимости -- в счет стоимости авто. За воротами все обсуждают, что "эта в два раза менее б/у, чем Mercedes", но Иван не выносит вердикта. Как доктор: перечислил проблемы, а выбор за покупателем.
Рост с пробегом
В 2013 году было продано на 4% больше б/у машин, чем годом ранее, а в начале 2014 года наблюдался даже двузначный рост, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". И это при том, что продажи новых автомобилей просели в 2013 году на 5% и падение продолжается. Соотношение продаж новых и подержанных авто в России уже почти как в Америке: у них на одну новую приходится три подержанные (в 2013 году продано 14 млн новых и 45 млн с пробегом), а у нас -- 1 к 2 (2,6 млн новых и 5,6 млн б/у). Меняют машины в России даже чаще, чем в США, у них после кризиса -- раз в 6-7 лет, а у нас, по данным "Автостата", каждые 4,5 года, а премиальные марки -- через 3 года.
На прошлой неделе "Яндекс" объявил о покупке сайта с объявлениями о продаже машин "Авто.ру", патриарха автомобильных классифайдов, созданного еще в 1996 году. Сделку планируется закрыть в третьем квартале этого года. Неожиданными для участников рынка оказались как покупатель (говорят, что классифайд с прошлого года вел переговоры о продаже с несколькими претендентами), так и высокая сумма сделки -- $175 млн (выручка компании в 2012 году составила $10 млн). По условиям договора Михаил Рогальский, владелец и основатель сервиса, не сможет в течение трех лет заниматься подобными проектами в России, Казахстане, Белоруссии и Турции. Не исключено, что Рогальский запустит такой сервис в Латвии, куда переехал с супругой. На связь с журналистами он не выходит.
"Авто.ру" -- ориентир рынка автомобильных классифайдов. "Но в последние годы на рынке классифайдов выросла конкуренция. А "Авто.ру" долго выглядел как сайт из 1990-х и лишь около года назад поменял дизайн. Возможно, владельцы поняли, что не смогут перестроиться на новые платформы",-- говорит один из участников рынка. В мае этого года посещаемость "Авто.ру" упала до 3,7 млн с 5 млн в мае 2013-го. Да и конкуренты опережают "Авто.ру" по посещаемости. По данным TNS, автомобильный раздел Mail.ru в мае посетили 6,6 млн пользователей в возрасте от 12 до 54 лет, раздел "Транспорт" Avito -- 6,5 млн, Drom.ru -- 4,9 млн. У "Яндекс.Авто" было 2,5 млн посетителей. Правда, сравнения не совсем корректны: Mail.ru оказался впереди благодаря автообзорам и новостям. По количеству же объявлений "Авто.ру" немного опережает конкурентов, по конверсии, видимо, тоже.
Объявления на сайты приносят как частники, так и салоны. "Можно выделить два основных типа потребителей. Первый -- покупатели, готовые переплатить за автомобиль, зато иметь предпродажную подготовку и условную гарантию; такие люди покупают б/у машины в автосалонах. Второй -- покупатели, которые принципиально берут машины только у частных продавцов, их главная мотивация -- сэкономить",-- рассказали в "Яндексе". На "Авто.ру" огромное количество объявлений от собственников, в Москве -- около 70%. Однако доля салонов неизменно возрастает.
Инструменты контроля
По данным PricewaterhouseCoopers, в прошлом году в Москве дилеры продали 26% подержанных машин, в целом по России -- 4%, год назад их доля была вдвое меньше. "Если дилеры не будут работать с подержанными автомобилями, через год-полтора нас ждет яма: мы не сможем зарабатывать на сервисе, если продается мало машин. К тому же падение рынка новых авто продолжится",-- говорит Алексей Баринов, директор департамента по продажам автомобилей с пробегом "Рольф". Компания открыла подразделение по продаже подержанных машин BlueFish. Trade-in сегодня развивают почти все "официалы", но "Рольф" уже уменьшает долю trade-in в продажах подержанных авто и развивает обычный выкуп машин. Примеры зрелых рынков: дилеры получают от продаж новых автомобилей только треть доходов в Америке и половину в Европе, остальное приносят сервис и продажи подержанных. У нас все наоборот. В 2013 году продажи автомобилей с пробегом составили 18% всех продаж "Рольф", в 2014-м планируется довести их долю до 24%.
В Европе и Америке есть справочники, в которых можно узнать цену модели определенного года выпуска и пробега: они необходимы страховщикам и ориентируют по стоимости машин при перепродаже. У нас цену диктует рынок, то есть "Авто.ру". Разброс цен на автомобиль за 500 тыс. руб. может составлять плюс-минус 50 тыс. руб., говорит Самородов. И аукционы у нас не развиты: единственный, Cars & Luck, работает меньше года, продано всего 14 машин.
В Штатах для проверки машины пользуются системами Carfax и Autocheck, которые позволяют по VIN-коду узнать историю автомобиля. У нас этой весной появился avtokod.mos.ru -- его запустил столичный департамент информационных технологий. В отличие от платного Carfax наш бесплатный, пока работает в тестовом режиме. Содержит "комплексные сведения об истории эксплуатации автомобиля, в частности о количестве владельцев, об участии транспортного средства в ДТП, о полученных повреждениях и прочие сведения, полученные из официальных источников" за последние пять-восемь лет, пока только о зарегистрированных в Москве машинах. Коллега проверил свой автомобиль, чтобы узнать, действительно ли там есть данные об аварии, после которой он поменял бампер. "Там написано лаконично: столкновение. Но это может быть что угодно! Когда я покупал машину в США, мне дали огромный список с перечнем всех манипуляций за последние десять лет",-- рассказал он. Впрочем, возможно, когда система выйдет из тестового режима, появятся более подробные данные. К тому же с июля заработает реестр уведомлений о залоге движимого имущества -- до сих пор у нас практически невозможно было узнать, что машина в залоге, если ее продавец ухитрился сохранить на руках ПТС.




SIA.RU: Главное