По сообщениям СМИ, Дмитрий Медведев подписал постановление о запрете государственных и муниципальных закупок легковых и грузовых автомобилей иностранного производства, а также прочих видов техники на их основе. По словам главы Правительства РФ, в условиях, когда государство выделяет огромные средства на закупки различных товаров и услуг, будет «…лучше, если они достаются отечественным компаниям, чем иностранным производителям…». По мнению Дмитрия Медведева, это постановление будет способствовать импортозамещению, а также дает возможность для технологической модернизации производства. Отдельно было отмечено, что принятие этого документа не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, напротив, он может способствовать развитию сотрудничества между российскими и иностранными производителями такой техники, локализации в России производства по целому ряду образцов такой техники. Вместе с тем, постановление не коснётся той продукции иностранных компаний, которая собирается у нас, так как является российской техникой при выполнении заявленного графика локализации. Такие производители смогут продавать свою технику для государственных и муниципальных нужд.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Данное решение готовилось достаточно давно. В частности, в октябре минувшего года сообщалось о том, что Минпромторг разработал соответствующий законопроект о запрете госструктурам покупать как легковые, так и грузовые автомобили, произведённые в других странах. И вот теперь этот документ принят, правда, не до конца понятно, насколько его итоговый вариант соответствует первоначальному. Есть определённые сомнения в том, что этот документ будет выполняться на 100%. К примеру, если взять пресловутые иномарки «представительского» класса, на которых так любят ездить наши чиновники. Учитывая изобретательность и хитрость нашего населения в целом, и чиновников в частности, можно не сомневаться в том, что будут найдены самые неожиданные способы обойти этот запрет, причём так, что постановление правительства при этом не будет нарушено. То есть, в прямом виде закупки иностранных (именно по месту производства) автомобилей, может, и не будут производиться, но чиновники вряд ли перестанут на них ездить, потому что найдут другой способ их получить и использовать. Во-вторых, непонятно, каким образом, теперь будет закупаться техника из стран Таможенного Союза. Ведь, к примеру, многие виды коммунального оборудования устанавливаются именно на шасси МАЗа, и сделаны ли соответствующие исключения в этом постановлении, пока не ясно. А если Белоруссия введёт аналогичные запреты и российская техника окажется под запретом? В-третьих, иностранные производители подобной техники крайне заинтересованы в нашем растущем рынке, но они, с учётом последних политических событий, могут отказаться от создания в России производства некоторых видов техники, более того, они могут пролоббировать аналогичные запреты в своих странах, что нанесёт серьёзный удар по экспорту продукции российского машиностроения. А сами иностранные производители могут найти способ предоставить свою технику различным госструктурам без приобретения её ими. В-четвёртых, если какие-то исключения по закупке иностранной техники для государственных и муниципальных нужд будут сделаны, к примеру, для конкретных производителей, то существует вероятность, что к России могут быть поданы многочисленные судебные иски, к примеру, в рамках ВТО или других международных соглашений, так как условия работы на нашем рынке могут быть признаны неодинаковыми для всех участников.
Понятно, что надо будет смотреть на то, как документ будет действовать, к чему приведут различные ограничения и запреты, прописанные в нём, но не исключено, что через некоторое время отдельные его положения придётся либо отменять вовсе, либо переписывать, чтобы они соответствовали реальной рыночной ситуации и не нарушали другие нормы и правила.




SIA.RU: Главное