Новости

ЕС ввел санкции против экономики Крыма

Наряду с секторальными санкциями против российской экономики в целом ЕС утвердил меры, направленные против развития Крыма. Они предусматривают полный запрет для европейских компаний на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых в регионе, а также инвестиции в инфраструктуру, энергетику, транспорт и телекоммуникации. В первую очередь это может ударить по созданию собственной системы энергоснабжения Крыма, которая сейчас зависит от Украины, а также ставит под вопрос освоение крымского шельфа.

В среду поздно вечером ЕС опубликовал перечень санкций, направленных против экономики Крыма и Севастополя. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты в Крыму, а также добычу нефти, газа и минеральных ископаемых в регионе. Запрет распространяется на торговлю различными товарами -- от бурового и шельфового оборудования до морской воды. Европейским компаниям запрещено не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты, а также оказывать страховые услуги.

Одними из ключевых направлений крымской экономики, куда планируются значительные инвестиции, являются инфраструктурные и энергетические проекты. Самым проработанным и крупнейшим на сегодняшний день остается строительство моста через Керченский пролив (должен соединить Крым и Таманский полуостров), предварительная стоимость которого составляет 247 млрд руб.

Вчера вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что строительство моста планируется профинансировать исключительно за счет государства, проект будет вести Росавтодор. При этом господин Козак по-прежнему называет среди возможных подрядчиков не только китайские, но и итальянские компании, но признает, что пока неясно, "как поведут себя" в связи с новыми санкциями европейские строительные компании, которые "претендуют на получение соответствующих подрядов".

Собственных проектов по строительству дорог на территории Крыма у крупных российских подрядчиков еще нет. В апреле Росавтодор объявил о подготовке плана по строительству дорог на полуострове до 2020 года, но тендеры не проводились. Гендиректор НПО "Мостовик" Олег Шишов сомневается, что решение властей ЕС осложнит работу подрядчиков. Хотя в среднем 30-50% техники в парках крупных подрядчиков поставляется из Европы, поясняет топ-менеджер, у компаний, участвовавших в строительстве объектов к Олимпиаде в Сочи и форуму АТЭС во Владивостоке, скопился огромный объем техники, которой хватит на длительный период. Альтернативу европейским поставщикам, по его мнению, можно будет найти среди российских, китайских и корейских компаний.

Крыму необходимо построить и собственную систему энергоснабжения. Сейчас полуостров почти полностью зависит от поставки электроэнергии из Украины, и экспортная цена, по неофициальной информации, оказалась значительно выше ранее установленных тарифов в Крыму. Запрет на сотрудничество европейских компаний при строительстве энергообъектов помешает в первую очередь поставкам основного генерирующего оборудования -- газовых турбин большой мощности, сходятся во мнениях эксперты. Именно газовыми установками планируется покрыть дефицит мощности в Крыму. Их основными поставщиками выступают европейские Alstom, Siemens и американская General Electric, отмечает аналитик "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" Руслан Мучипов.

Отечественные производители могут обеспечить турбины максимальной мощностью не более 110 МВт, отмечает Алексей Дуб из Союза машиностроителей России. Он уверен, что сетевое оборудование необходимого напряжения отечественные производители смогут поставить. Ограничения по привлечению кредитов, инвестициям, техническому консалтингу и подрядным функциям вряд ли будут значимы, добавляет Руслан Мучипов. Основными кредиторами в энергетике традиционно выступают госбанки, а инжинирингом занимаются отечественные компании.

Егор Попов, Анастасия Фомичева, Юрий Барсуков, Александра Мерцалова, Роман Рожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное