Вчера премьер Дмитрий Медведев в ходе заседания правительства заявил, что Россия готовит меры, которые могут стать ответом на санкции ЕС против "Добролета". Рассматривается закрытие неба РФ для пролета в Азиатско-Тихоокеанский регион для европейских и американских компаний, изменение точек и входа в российское воздушное пространство, и выхода из него, а также пересмотр правил использования транссибирских маршрутов. Но, уточнил премьер, меры еще не вводятся, они лишь "находятся на столе". В Минтрансе вчера лишь подтвердили получение поручения премьера о проработке мер. В ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" и Росавиации комментировать санкции отказались. По словам источников "Ъ", пока ни ведомство, ни ФГУП поручений подготовиться к введению санкций не получали.
При этом ни чиновники, ни участники рынка не знают, как интерпретировать слова премьера: "То ли он имел в виду запрет исключительно транссибирских маршрутов в Азию, то ли вообще всего транзита в этот регион". Один из авиаторов говорит, что полный запрет "фактически означает закрытие воздушного пространства РФ". Большинство иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты через Россию, следуют именно в Азию, причем преимущественно по транссибирским маршрутам. Потери западных перевозчиков в любом случае будут серьезными. По данным веб-сервиса Flightradar24, которые приводит Bloomberg, половину из 1,6 тыс. рейсов 39 компаний через Сибирь на прошлой неделе выполнили 14 европейских перевозчиков. Больше всего могут пострадать Air France--KLM Group, Finnair и Lufthansa. Вчера в Air France--KLM Group, Finnair и Еврокомиссии не ответили на запрос "Ъ", а в Lufthansa от комментариев отказались.
По словам источника "Ъ" в отрасли, если транссибирские перелеты закроют, иностранным перевозчикам придется прокладывать маршруты через Турцию -- но там уже из-за обхода Крыма "наблюдаются пробки".
Собеседник "Ъ" в одной из российских авиакомпаний подсчитал, что каждый дополнительный час полета в обход прямых маршрутов будет стоить около 90 тыс. руб. Пострадает и сама Россия, в первую очередь "Аэрофлот", который лишится $300-400 млн роялти в год, а также ФГУП "Госкорпорация по ОрРВД". Участники рынка сомневаются, что Россия пойдет на жесткие меры.
Впрочем, в отношении украинских авиакомпаний Москва не колебалась. Им будет запрещено летать через Россию в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Дмитрий Медведев вчера сказал об этом как о свершившемся факте, но ни российские, ни украинские чиновники не смогли пояснить "Ъ", когда же решение вступит в силу.
Еще более негативных последствий в отрасли ожидают в случае новых санкций со стороны ЕС. "Летать в Испанию через Исландию мы не представляем для себя возможным, придется просто снять рейсы",-- говорит источник "Ъ" в одной их крупных авиакомпаний. Европейский рынок наиболее маржинальный для российских перевозчиков, потерять его "означает остаться ни с чем", соглашается другой авиатор. Ощутимый урон российскому авиабизнесу будет нанесен и в случае более мягкого ответа, например в случае проблем с поставками запчастей и техобслуживанием самолетов.




SIA.RU: Главное