Банкротства крупных туркомпаний происходят последние годы практически каждое лето, на пике сезона: в 2010 году ярким событием стал крах "Капитал тура", в 2012-м прогорел "Ланта тур". За это лето обанкротились семь туркомпаний, все крупные, и до конца августа эта цифра, скорее всего, вырастет.
Счет пострадавших идет на десятки тысяч. Только у "Невы" за границей зависли 6,5 тыс. клиентов, еще 16,5 тыс. купили тур, но так и не смогли улететь. Общее число пострадавших от краха компании "Лабиринт" -- вероятно, самого громкого банкротства сезона -- достигло 60 тыс.
"У нас просто обвал какой-то случился на рынке, такого я не помню за всю историю",-- заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на срочном совещании, посвященном ситуации в отрасли. Причина кризиса, по его словам, в том, что туриндустрия недостаточно жестко контролируется. Для последних лет заявление вполне универсальное, о какой бы сфере ни шла речь. Главными виновниками тем не менее премьер назвал туроператоров: они действуют по схеме финансовых пирамид, это нужно прекратить.
Министр культуры Владимир Мединский (с 2012 года Ростуризм передан в подчинение Минкульту) развил мысль: на рынке работает более 1700 частных операторов, их количество нужно сократить. Уже через две недели Мединский внесет законопроект о реформе туриндустрии, хотя рабочая группа по его разработке только создана. Ростуризму передадут функции регулятора отрасли, туроператорам повысят показатели необходимого уставного капитала и введут финансовые нормативы, в том числе по резервированию средств для гарантий, а операторов, работающих с чартерными рейсами, выведут в отдельный реестр. Таким образом, небольшие турагентства с рынка должны будут уйти. Фактически туриндустрию будут регулировать по аналогии с банковским сектором: как ЦБ занимается сейчас прополкой банков, так и Ростуризм с новыми полномочиями проредит турфирмы.
Жизнь с оборота
На самом деле кризис в туриндустрии произошел не на ровном месте, предпосылки к нему накапливались давно. Туриндустрия -- один из немногих в России рынков, на которых нет монополистов или ярко выраженных лидеров и действительно много игроков. В условиях относительно открытой и тесной конкуренции маржа по российским меркам получается весьма скромная: сотрудники турагентств признаются, что с отправки каждой группы зарабатывают в лучшем случае 15%, а в среднем за год маржа прибыли в большинстве случаев ниже 10%.
При этом банки к кредитованию турфирм всегда относились с большой осторожностью. "Туроператоры -- высокорисковые заемщики",-- говорит вице-президент МДМ-банка Максим Лукьянович. По его словам, ни МДМ-банк, ни другие крупные банки туроператоров практически не кредитуют.
В условиях небольшой маржи и ограничения на привлечение кредитов большинству туроператоров приходилось жить и, главное, развиваться за счет оборотных средств. В течение нескольких лет турпоток активно рос. В 2013 году он вырос на 19,3% по сравнению с 2012-м, а в турпоездках побывало более 18 млн россиян. Поступления от все новых клиентов закрывали растущую дыру. Касается это и обанкротившихся в июле турагентств, именно поэтому их многие сравнивают с пирамидами. Действительно, вечно этот праздник жизни продолжаться не мог. Эксперты отмечают, что за счет роста оборотов можно продержаться на растущем рынке, а на падающем молниеносно происходит дефолт.
Туроператоры рассчитывали в этом году на такой же рост турпотока, как в прошлом, но с января начался спад.
Отдельным "подарком" для туротрасли стал фактический запрет на выезд за рубеж для военных, сотрудников полиции и спецслужб, а также для ряда чиновников. Речь идет о сотнях тысяч постоянных и весьма небедных клиентов турагентств, привыкших несколько раз за год выезжать с семьями за рубеж.
Одновременно сделала свое дело весьма жесткая антизападная пропаганда российских телеканалов: зачем ехать на отдых и оставлять деньги в странах ЕС, если они вместе с США в заговоре против России?
Неформальные отношения
На фоне спада особенно рискованными стали классические для российского рынка схемы бронирования отелей и чартеров. В особенности чартеров.
Дело в том, что гостиницы при бронировании требуют от туроператоров частичную предоплату за отдыхающих, а окончательный расчет происходит по факту выезда туристов. Авиаперевозчики же настаивают на стопроцентной предоплате.
Как рассказали "Деньгам" владельцы и руководители сразу нескольких турагентств, авиакомпании при хороших и давних взаимоотношениях с оператором готовы идти на уступки: менять дату вылета, разбивать туристическую группу и отправлять разными рейсами. Однако ни один самолет не поднимется в воздух, пока не оплачен полностью, даже если он заполнен только наполовину.
Авиакомпании называют это штрафными санкциями, и считается, что они обязательны для всех. Выручка от регулярных рейсов нестабильна: самолет может оказаться и полным, и полупустым. Оттого и такие высокие цены. Бизнес же чартерных перевозок с их дешевыми билетами строится на том, что авиаперевозчик получает от проданных заранее туроператорам блоков стабильный и гарантированный доход. На этом фоне беспрецедентной стала история с банкротством "Идеал тура", который задолжал "Оренбургским авиалиниям" 1,5 млрд руб. Напомним, что в 2012 году "Аэрофлот" приостановил полеты клиентов "Ланта тура", когда долг туроператора достиг 30 млн руб. Здесь же речь идет о сумме в 50 раз большей! И накопленной с февраля. Несмотря на то что "Оренбургские авиалинии" -- стопроцентно дочернее предприятие "Аэрофлота", к "Идеал туру" до поры до времени было, видимо, особое отношение.
"Как могла образоваться такая задолженность -- это основной вопрос, который всех интересует. Исходя из размера долга, обычной стоимости билета и средней емкости используемых "Оренбургскими авиалиниями" самолетов получается, что они выполнили 403 бесплатных рейса.
Все опрошенные нами владельцы турагентств и эксперты в один голос утверждают, что накопиться такой долг мог только при условии коррупционных отношений между собственниками турагентства и менеджментом авиаперевозчика. Тем более что давняя практика авиакомпаний -- свои турагентства, которые им принадлежат либо аффилированы через менеджмент. И им авиакомпании продают билеты на особых условиях.
"Идеал тур", кстати, не был турагентством в привычном понимании, скорее выступал как авиаброкер: выкупал по особым ценам чартеры у авиакомпаний и продавал другим операторам.
Собственником "Идеал тура" значится Михаил Шаманов, а собственником "Лабиринта" -- гендиректор "Идеал тура" Сергей Азорсков. "У Шаманова на каждый карман было отдельное юрлицо. Покупая авиабилеты у "Идеал тура", агентства переводили деньги на три фирмы -- "Авиабизнес Солюшенс", "Авиачартер" и "Агентство туристических перевозок". А "Идеал тур" должен был платить авиаперевозчику. Такая была схема, и, где застряли деньги, сказать невозможно, это надо расследовать",-- говорит Тюрина.
Восхождение по Неве
Нынешний кризис в туриндустрии указал на слабые стороны отрасли, которыми характеризуется и вся российская экономика,-- чрезвычайную зависимость от политики, отсутствие внятно описанных и работающих механизмов, непрозрачность взаимоотношений между основными игроками (в данном случае -- туроператорами, авиаброкерами и авиакомпаниями), коррупцию и мошенничество. А также на то, что расплачивается всегда и за все потребитель.
Ответственность одной из обанкротившихся компаний -- "Экспо-тур" -- страховала компания "Адванс страхование". Сейчас Ассоциация туроператоров почему-то заявляет, что "Адванс страхование" имеет право отказать в выплате компенсаций клиентам "Экспо-тура", которые купили путевки в период с 9 по 30 июня. Несогласным придется идти в суд. А ответственность "Лабиринта" была застрахована на 120 млн руб. в ВСК и еще на 40 млн в "Восхождении". "Нева" тоже застрахована в "Восхождении", да вот беда -- 29 июля ЦБ приостановил лицензию "Восхождения", ввел временную администрацию, и выплаты оказались под вопросом.
Впрочем, даже если выплаты будут произведены, 160 млн руб. для 60 тыс. пострадавших явно недостаточно.
И тогда туристы, которые так и не получили ни заранее оплаченных мест в самолете и отеле, ни компенсации после, возможно, задумаются над словами главы Ростуризма Сафонова, что отдыхать лучше на родине, как усиленно намекают -- в Крыму. В Анталии всего 227 отелей, в Хургаде и того меньше -- 167 средней вместимостью 700-1000 человек. Разве это может сравниться с санаториями и пансионатами крымских здравниц?




SIA.RU: Главное