Чтобы помочь российскому авторынку, власти готовы не только вернуть программу утилизации подержанных автомобилей, но и ввести санкции для машин из США и ЕС. Правда, эксперты считают, что для спасения ситуации этого недостаточно — нужны еще госсубсидии на автокредиты и дотации от автопроизводителей.
На прошлой неделе активно обсуждалась возможность включения Россией в санкционные списки автомобилей, произведенных в ЕС и США. Проблем от этого шага было бы, по общему мнению, немного как для российских потребителей, так и для западных производителей. Большинство популярных у нас марок автомобилей здесь же, у нас, и собирается, а у остальных, как правило, есть производственные мощности в странах, под санкции не подпадающих.
Если для кого новые санкции и могли бы стать проблемой, так это только любители "Мерседесов". Но тут первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев внес поправку, которая и эту категорию автомобилистов утешила. По его словам, правительство, возможно, введет ограничения на иномарки дешевле 800 тыс. руб. "Мерседес" дешевле миллиона удалось обнаружить с большим трудом: В180 за 986 тыс. руб. -- и то по акции. Следовательно, от санкций в таком виде эффект будет минимальным. В том числе и тот, на который рассчитывал господин Гутенев, когда говорил, что это будет способствовать стимулированию отечественного автопрома.
А стимулировать его действительно необходимо. Ведь, если верить Росстату, за период с января по июль промышленное производство в России выросло на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство легковых автомобилей в стране снизилось на 0,7%.
В начале августа Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала свежие данные о продажах автомобилей. По ее подсчетам, реализация новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились за июль на 22,9% по сравнению с июлем 2013 года. А за первые семь месяцев текущего года продажи на российском автомобильном рынке снизились на 9,9%. Как отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, "в целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время". "По итогам года мы ожидаем, что продажи авто упадут на 12-14%,-- прогнозирует директор дилерского центра "Mazda Рольф Химки" Юлия Дытченкова.-- В следующем году, если государство его не поддержит, рынок продолжит падать".
При этом цены на автомобили сегодня растут. По словам Юлии Дытченковой, в апреле значительная часть производителей подняла цены на 1-2%, но фактический их рост для потребителя оказался выше, потому что в первом квартале 2014 года действовали скидки и спецпредложения. В итоге по сравнению с первым кварталом автомобили подорожали на 3-5%. Как рассказал "Деньгам" руководитель направления розничных продаж автомобилей ГК "Автомир" Михаил Маракушев, по реализуемым ими маркам подорожание было примерно аналогичное -- в среднем на 4-5%. По его мнению, рост цен, скорее всего, сохранится, но с некоторым замедлением к концу года, когда производителям необходимо будет достичь годовых целей по продажам.
У Минпромторга свой проверенный рецепт решения проблемы. На днях стало известно, что министерство планирует возобновить программу утилизации старых автомобилей. Аналогичная программа действовала в России с марта 2010-го по декабрь 2011 года. На ее реализацию из федерального бюджета тогда было выделено свыше 16 млрд руб. Сдав в утиль машину старше 10 лет, гражданин мог получить у автодилера скидку в 50 тыс. руб. на выпущенный в России новый автомобиль российской или зарубежной марки. Программа оказалась очень популярной. Только за первый месяц благодаря ей было выдано почти 55 тыс. сертификатов и продано 15,7 тыс. автомобилей. Всего же было утилизировано по программе около 600 тыс. старых автомобилей.
В ходе программы в 2010 году уровень производства легковых автомобилей вырос в два раза (+101,4% к 2009 году). В 2011-м рост продолжился: автозаводы, расположенные на территории РФ, выпустили почти на 45% больше легковых автомобилей, чем годом ранее. "Предыдущая программа утилизации хорошо повлияла на рынок,-- говорит исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.-- С ее началом он сменил направление -- со снижения на рост. Плюсы программы состояли в том, что правительство давало некую часть на приобретение нового автомобиля. Это стимулировало спрос, и значительную часть вкладывал сам покупатель. Вторая положительная сторона программы -- обновление парка. Для рынка будет замечательно, если подобная программа будет введена, однако надо смотреть на размер бонуса за старый автомобиль -- с тех пор цены выросли".
Правда, в этот раз средства федерального бюджета задействованы не будут -- планируется привлечь дополнительные источники финансирования. А под действие программы могут попасть не только частные автовладельцы, но и юридические лица, имеющие устаревший транспорт.
Некоторые эксперты полагают, что такого же эффекта, как в 2010-2011-м, программа утилизации не принесет. Люди, на которых она была рассчитана, ею уже воспользовались. И представители дилерских компаний не считают программу утилизации панацеей. "Еще рано прогнозировать ее влияние на рынок, поскольку параметры этой программы пока неизвестны,-- говорит Юлия Дытченкова.-- Думаю, гораздо сильнее покупательский спрос поддержат кредиты с государственным субсидированием. Сейчас потенциальных покупателей отпугивают нестабильная экономическая ситуация и растущие кредитные ставки. Если правительство согласится с предложением автодилеров запустить эту программу и поднять потолок субсидирования с 750 тыс. до 1 млн руб., то под льготное кредитование попадет около 90% продаваемых ежемесячно автомобилей, что серьезно подстегнет спрос и создаст дополнительный приток денег в бюджет". По данным автодилеров, сейчас доля авто, проданных в кредит, находится на уровне 40%.
Тем временем банкиры констатируют сжатие рынка автокредитования. В середине июля Нордеа-банк поднял ставки с 13-15% до 14,5-16% годовых. А, например, Юникредит-банк дважды за лето поднимал ставки по автокредитам. На прошлой неделе они выросли с 14,25-17,75% до 14,5-18% годовых.
Замначальника управления централизованных розничных продаж и работы с партнерами Нордеа-банка Андрей Белковский отмечает, что сегодня банки активно ищут новые возможности в нише автокредитования. И если раньше развивалось кредитование именно новых автомобилей, то сегодня растет число продаваемых в кредит подержанных автомобилей. Таким образом, ценовая категория и общая сумма кредита начинают снижаться. На эту же тенденцию обращает внимание и замдиректора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская: "Медленно, но верно растет доля кредитов, использующихся для покупки поддержанных авто. Если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, то в 2014-м прогнозируется увеличение доли до 18%". "В этом сегменте есть риск мошенничества,-- говорит Андрей Белковский.-- Дилеры, понимая эту ситуацию, стали развивать свои trade-in-точки. Банки, в свою очередь, стараются проверять не только покупателя, но и продавца". Кредит на подержанное авто для банка более рисковый, поэтому средняя ставка по нему выше.
С приближением осенне-зимнего периода, когда дилеры и производители стараются максимально заинтересовать клиентов, эксперты ожидают традиционного всплеска спроса на автомобили.




SIA.RU: Главное