О том, что в конце текущей недели представители рейтинговых агентств должны представить в ЦБ замечания на текст проекта закона, который будет регулировать их деятельность, "Ъ" рассказали участники рынка. По их словам, рабочую версию закона регулятор разослал на прошлой неделе. Эту информацию подтвердили в ЦБ.
До сих пор в России не было специального закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств. ЦБ начал работу над ним в связи с получением функций мегарегулятора. Как предполагают участники рынка, санкции и приостановка рейтинговых действий в отношении некоторых российских эмитентов со стороны международных агентств "большой тройки" (Moody`s, Fitch и S&P), актуализировали тему: планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2015 года.
Когда закон заработает, наиболее серьезно это обещает отразиться на деятельности в России международных агентств. Самое главное, что предусматривает закон, им придется создать в России дочерние структуры, которые будут компаниями, существующими в российском правовом поле. Сейчас у агентств "большой тройки" в России лишь представительства и филиалы, они, как и головные структуры, подчиняются требованиям только американских и европейских регуляторов.
Текст законопроекта достаточно подробно регламентирует деятельность всех российских рейтинговых агентств -- порядок получения аккредитации при ЦБ, регистрации в ЦБ своей методологии присвоения рейтингов, порядка их публикации, соблюдение процедур, препятствующих возникновению конфликта интересов, и т. д.
При этом описанные в законопроекте надзорные полномочия Банка России во многом следуют банковской практике регулятора. Некоторые положения сформулированы более либерально. Так, проверка рейтингового агентства не может длиться более 30 дней, некоторые виды банковских проверок -- более 60. Это не помешало некоторым представителям "большой тройки" оценить законопроект в целом как довольно суровый.
Законопроект никоим образом не может повлиять на практику международных агентств, зарегистрированных вне российской юрисдикции. Однако после вступления в силу закона у системы рейтингов "большой тройки" есть риск задвоиться. Возможна ситуация, когда, например, американское S&P присвоит рейтинг какому-либо российскому эмитенту, а российское S&P этот рейтинг не признает. Более того, согласно текущей версии законопроекта, такое признание невозможно: для этого между российским и американским регуляторами должно существовать соглашение о сотрудничестве. Подобных соглашений, по признанию зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, "в настоящее время нет". В такой ситуации может возникнуть вопрос о степени "международности" рейтингов от российских "дочек" "большой тройки".
Впрочем, этот вопрос ЦБ решать и не планирует.
Банку России важно регулировать российский рынок. По словам господина Чистюхина, проект закона предоставляет равные возможности по функционированию на территории РФ рейтинговым компаниям вне зависимости от того, является компания международно признанной либо функционирует только на российском рынке. "Логичным следующим шагом станет использование системы аккредитации и международных и российских агентств как основной для включения рейтингов агентств в критерии отбора для государственной системы рефинансирования",-- считает член правления Газпромбанка, курирующий Центр рейтингового консультирования, Екатерина Трофимова.




SIA.RU: Главное