На прошлой неделе Росстат доложил, что в первой половине 2014 года страну посетило в десять раз больше туристов, чем за аналогичный период 2013 года,-- 10,7 млн.
Рост турпотока в десять раз объясняется Олимпиадой и изменением методики подсчета. В логике рекомендаций Всемирной туристической организации (WTO) Росстат решил учитывать не только туристические визы, но и вообще всех въезжающих иностранцев, за исключением обладателей студенческих и рабочих виз.
Нововведение удачно совпало с принятой летом стратегией развития туризма в России до 2020 года. Согласно стратегии, к 2020 году Россию должно посещать 40 млн интуристов. Однако для этого нужно много работать, выделять средства на развитие туризма в регионах. Больше всего -- около 60 млрд руб.-- готовы до 2018 года вложить в Северный Кавказ, на порядок меньше -- в пределах 5-10 млрд руб.-- в другие особые экономические зоны туристического типа вроде Калининградской области.
Изменение логики подсчетов вносит и успокаивающую ноту: ничего страшного с въездным туризмом не происходит. Операторы и отельеры между тем заявляют, что с начала лета поток туристов из Евросоюза и США в Россию снизился на 40-60% и к концу года ситуация, скорее всего, только ухудшится. Из буклетов для туристов на следующий год крупнейших агентств мира -- Thomas Cook и Nature One -- туры по России исчезли, и это произошло впервые за последние 20 лет.
Ничего личного, просто страх
О сокращении на 15-25% турпотока в Россию еще в начале мая написала The Wall Street Journal. После введения полномасштабных санкций и катастрофы малайзийского Boeing под Донецком об этом заговорили и российские турагентства. "Тройка Тревел" пожаловалась на спад турпотока из США, Австралии и ЕС на 30%, "Тари Тур" оценивал снижение в 55%. От трети до половины потеряли, по собственному признанию, "Ника", "Балтик трэвел" и многие другие.
"Общее падение действительно колеблется в пределах 40-60%, как в случае с туристами из Италии и Германии, но в отдельных случаях доходит и до 90%, как в случае с Испанией",-- рассказывает глава департамента въездного туризма "КМП Групп" Александр Макляровский. Нужно учитывать, что не едут сейчас туристы из стран, которые давали основной объем турпотока,-- из Америки, Великобритании, европейских стран. В 2013 году в Россию приехало 380 тыс. туристов из Германии, 200 тыс. из США, 160 тыс. из Великобритании, 120 тыс. из Италии, 100 тыс. из Франции и 90 тыс. из Финляндии. В последние два года, впрочем, за лидерство по числу туристов в РФ с Германией борется Китай, а снижение турпотока из КНР, по оценкам операторов, не столь существенно.
К концу лета снижение интереса иностранных туристов признали и круизные компании. "С марта этого года продажи круизных путешествий по России на зарубежных рынках остановились почти полностью,-- заявил недавно на заседании Национальной палаты судоходства глава крупнейшей в России круизной компании "Водоходъ" Александр Трофимов.-- Из-за критической ситуации и на внутреннем рынке никто эти потери, связанные с фактическим прекращением турпотока иностранных туристов, компенсировать не смог. Пострадали многие: "Мостурфлот", "Ортодокс", Crand Circle Travel, Viking River Cruises, "Ленатурфлот". Снижение спроса можно оценить в 40%, а значит, примерно во столько же -- и потери в прибыли".
Того же мнения и отельеры. "Мы вообще пребывали в напряжении еще с весны, но все было спокойно. А летом началось. Заполняемость отелей резко упала: в Санкт-Петербурге -- на 30-40%, в Москве -- на 15-20%, благо деловые туристы спасают",-- делится Геннадий Ламшин, президент Российской гостиничной ассоциации. По его мнению, деловой туризм ослабел не так значительно, как обычный, поэтому отели класса бизнес, люкс и премиум отмечают падение в меньшей степени.
Тем не менее операторы делового туризма испытывают тревогу. "Если говорить о рынке конференций, американцы и канадцы все поездки отменили сразу, как только случился Крым,-- рассказывает Елена Кастенссон, исполнительный директор "Русских просторов", одной из ведущих в стране компаний по приему и организации досуга иностранцев.-- Европа реагирует на изменения медленнее, и все деловые поездки и мероприятия, которые были подтверждены, реализуются. Однако новые запросы почти не поступают, а если и поступают, то их часто отзывают".
Сколько теряем в евро
"Есть вполне устоявшиеся правила оценки влияния турпотока на экономику. Примерную стоимость каждой путевки нужно умножить на 2,5 -- это так называемый мультипликативный эффект, деньги, которые турист потратит в стране",-- рассказывает Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России.
Канторович солидарен с другими участниками рынка в мнении, что спад въездного туристического потока начался летом, однако уверен, что к концу года это все равно выльется в огромные убытки для всех связанных с интуристами компаний, от авиаперевозчиков до ресторанов. "Если из привычных 2-2,5 млн туристов (а мы считаем, что их в год в России именно столько) к нам не приедет даже половина, то потери для экономики страны составят примерно .4 млрд",-- говорит он.
Александр Макляровский надеется, что направление въездного туризма хотя бы не станет для его компании в этом году убыточным. "Выйдем в лучшем случае в ноль,-- прогнозирует он.-- Но хуже всего то, что пропали годами наработанные контакты, постоянные клиенты. Восстановить все и выйти на прежние позиции можно будет только через два-три года, и то если завтра вдруг в стране наступят благодать и спокойствие".
Планы на будущее
Компании, связанные с туризмом, надеются, что отток гостей с Запада будет компенсирован притоком с Востока. "Нельзя сказать, что из-за границы стали меньше приезжать. Просто меняется направленность потока. Если раньше было больше европейцев, то теперь больше групп из Азии. Много китайцев",-- рассказали в агентстве "Империя туризма", специализирующемся на экскурсиях для иностранцев по Москве и Петербургу. Марина Смирнова, партнер компании Cushman & Wakefield, самыми быстрорастущими источниками въездного туризма считает Китай, Индию, страны Юго-Восточной Азии и Турцию.
Александр Макляровский, наоборот, уверен, что число туристов из Китая будет снижаться. "Люди в возрасте, у которых были ностальгические чувства к Советскому Союзу, Россию уже посетили, а молодежь сюда совсем не рвется, ей больше интересны европейские клубы, веселье -- то, чего нет на родине",-- объясняет он.
В соответствии с рекомендациями Ростуризма операторы рассчитывают в большей степени на внутренний туризм. "Отели специально снижают цены в первую очередь для россиян, чтобы им путешествия стали доступнее",-- рассказывает Геннадий Ламшин. По мнению Владимира Канторовича, путь этот, конечно, правильный, но помимо гостиниц есть еще, например, дорогие перелеты, недоступные абсолютному большинству россиян. "Да и инфраструктуры еще мало, деньги на развитие туризма в регионах уходят куда-то не туда. В XXI веке эксплуатируем маршруты, разработанные Госкоминтуристом",-- говорит Канторович. По его мнению, способов компенсировать потери от снижения потока иностранных туристов не существует. Можно только восстановить этот поток и уже потом продолжить зарабатывать. "И по идее этим должно заниматься государство,-- уверен Канторович.-- Посмотрите, что происходит с министрами туризма в странах, где случаются военные конфликты или беспорядки, скажем, в Кении, или Израиле, или где-то еще. Они в режиме ошпаренной кошки носятся по свету и рассказывают, что все это никак на туристах не отразится, что они все делают для спокойствия, безопасности и радости въезжающих. И работает. Что же у нас? Новый глава Ростуризма, который в отрасли не понимает ровным счетом ничего, погряз в проблемах обанкротившихся туроператоров. И, по-моему, от него ни там пользы нет, ни здесь. Поэтому нам приходится что-то делать своими силами. На время забыли о конкуренции, объединяемся со всеми, думаем".
Мысли у игроков отрасли пока безрадостные. Все не только смирились с убытками в этом году, но и понимают, что следующий сезон лучше точно не станет. Многие американцы и европейцы, чтобы сэкономить, уже закупили путевки на следующий год, и это путевки не в Россию.




SIA.RU: Главное