Новости

На форуме в Сочи объединились проблемы пенсионной системы и санкционных потерь

Если главной экономической темой Международного инвестиционного форума в Сочи стала стратегия развития в условиях санкций, то главной внутриполитической -- вновь пенсионная реформа. По данным "Ъ", Белый дом наряду с продлением пенсионного моратория уже принял решение о передаче порядка 500 млрд руб. накоплений 2013 года в накопительный сегмент пенсионной системы, но вопрос о еще 500 млрд руб. вряд ли будет решен ранее весны 2015 года -- эти средства вместе с ФНБ рассматриваются Белым домом как резерв господдержки компаний в случае экономического обвала.

Вопрос о последствиях введения санкций против России вполне ожидаемо пересекся с вопросом о судьбе накопительной части пенсионной системы. Члены правительства прилетели в Сочи сразу после утверждения в Белом доме проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы. Но бюджет Пенсионного фонда (это подтвердил глава ПФР Антон Дроздов) утвержден был только "в целом" -- Минфин не согласовал параметры трансфертов ПФР на 2016-2017 годы. При этом вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что решение о пенсионном моратории на 2015 год правительство приняло вынужденно -- альтернативой ему было только повышение налогов.

Речь идет не столько о недостаточности действующих тарифов взносов в пенсионный фонд, сколько о желании правительства иметь резервы расходов -- и на выполнение госпрограмм, и на поддержку госкомпаний, пострадавших от санкций. Как писал "Ъ" 15 сентября, Минфин предложил Белому дому исполнять бюджеты 2014 года и частично 2015 года в особом режиме. Средства, сэкономленные на пенсионном моратории за 2014 год (243 млрд руб.), Минфин исходно объявил зарезервированными под госпрограмму развития Крыма, но де-факто расходы на Крым были отложены, а девальвация рубля дала Белому дому новые рублевые доходы. Продление моратория на 2015 год -- это еще 309 млрд руб. резерва. Таким образом, в 2015 году Белый дом имеет возможность только за счет пенсионного моратория оперировать около 1 трлн руб.

Сумма, сама по себе макроэкономически значимая, важна и для каждого из крупных участников бюджетной игры, которая в этой части продолжится с большой вероятностью до осени 2015 года. Для вице-премьера Ольги Голодец и возглавляемого ею соцблока правительства "резервный триллион" позволяет приблизиться к задаче повышения пенсий до двух прожиточных минимумов пенсионера к 2020 году и проинвестировать строительство социальной инфраструктуры. Для Минфина и Минэкономики, чьи интересы здесь сходятся, ситуация сложнее. С одной стороны, резервный триллион решает почти все задачи поддержки госкомпаний, попавших под санкции, без излишнего политического конфликта вокруг средств ФНБ. С другой стороны, отказ возвращать НПФ порядка 500 млрд руб. платежей в накопительную систему за 2013 год означает, что средства эти не будут инвестированы на рынке внутреннего долга -- иными словами, на сравнимую сумму Минфин и те же госкомпании не смогут разместить на рынке ОФЗ и облигации в условиях невозможности внешних займов.

Дмитрий Бутрин, Сочи


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное