Новости

Минтруд хочет уравнять для банкротов правила выплаты подоходного налога и страховых взносов

Как следует из законопроекта Минтруда, представленного вчера для общественного обсуждения, ведомство предлагает взыскивать страховые взносы с работодателей-банкротов во вторую очередь вместо четвертой. Как считают в ведомстве, это позволит существенно повысить поступления во внебюджетные фонды -- сейчас, по статистике Минтруда, недоимка по таким платежам составляет около 60 млрд руб. Бизнес недоволен инициативой Минтруда, поскольку это вновь снизит выплаты коммерческим кредиторам компаний-банкротов.

Страховые взносы с работодателей-банкротов могут начать взыскивать во вторую очередь вместо четвертой -- соответствующий проект поправок к ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разработанный Минтрудом, был представлен вчера для общественного обсуждения. О необходимости улучшить положение как минимум Пенсионного фонда России (ПФР) говорил ранее его глава Антон Дроздов.

Напомним, текущий порядок взыскания налогов при введении наблюдения и банкротстве компании сформировался не так давно -- в июне 2014 года пленум Высшего арбитражного суда дополнил свое же постановление от июля 2009 года, изменив порядок выплаты должниками НДФЛ и страховых взносов. В Федеральной налоговой службе пояснили, что НДФЛ в случае банкротства компании действительно взыскивается во вторую очередь, но все остальные налоги -- в третью. Если же предприятие подало заявление о банкротстве, но продолжает работу (наблюдение), то налоги взыскиваются в четвертую очередь, но НДФЛ -- вместе с выплатой зарплаты работникам. Таким образом, идея Минтруда заключается в том, чтобы страховые платежи и подоходный налог при банкротстве взыскивались до коммерческого долга и остальных налогов.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, по состоянию на 1 августа 2014 года по субъектам РФ сумма задолженности по страховым взносам, включенной в реестр требований кредиторов, составила 34 млрд руб., сумма задолженности по страховым взносам, относящейся к текущим платежам,-- 27 млрд руб., а после завершения конкурсного производства по постановлениям судебных приставов-исполнителей поступила сумма задолженности по страховым взносам 1,6 млрд руб., что составляет чуть более 2,6% от суммы задолженности, подлежащей взысканию. При этом сумма задолженности по страховым взносам в ПФР, подлежащая признанию безнадежной к взысканию и списанию, составляет 7,2 млрд руб. Притом что количество организаций, признанных банкротами, составляет около 28 тыс. и в них работает более 700 тыс. застрахованных сотрудников, то есть около 1% экономически активного населения РФ, объем долгов, которые заведомо нельзя взыскать, довольно невелик в сравнении, например, с объемом безнадежных долгов прошлых лет по зарплатам в общей сумме зарплатной задолженности в РФ, фиксируемой Росстатом.

Банкротство как экономический институт в РФ работает достаточно неактивно в силу фактического запрета на формальное банкротство с середины 2000-х. Тем не менее в пояснительной записке Минтруда к законопроекту говорится о росте задолженности по платежам в соцфонды в 2011-2013 годах. Данных по более крупным фондам, ФОМС и ПФР, не приводятся, однако, согласно этим данным, прирост недоимки со стороны должников-банкротов по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2013 году составил 274,6 млн руб.-- это на 45,8% больше аналогичного показателя 2012 года.

С переходом во вторую очередь долгов по соцплатежам де-факто при банкротстве крупных очередей будет две: сначала банкрот должен будет платить (вторая очередь) долги физлицам и налоги, связанные с физлицами, затем (третья очередь) -- коммерческие долги и корпоративные налоги.

Анастасия Мануйлова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное