Новости

Возможность повышения грузовых железнодорожных тарифов в 2015 году на 10% всерьез обеспокоила промышленников

В распоряжении "Ъ" оказались письма грузоотправителей в правительство и администрацию президента с просьбой не допустить роста тарифов ОАО РЖД в 2015 году на 10%, как настаивает монополия. Авторы обращений -- НП "Русская сталь", Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ), "Русал", "Куйбышевазот", "Тольяттиазот", НП защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта. Еще одно письмо от владельца "Кузбассразрезугля" Андрея Бокарева адресовано Минэнерго. Содержание почти всех писем (датированы 15 сентября -- 1 октября) одинаково: там говорится о негативных последствиях для промышленности роста тарифов выше уровня инфляции 2014 года (текущий официальный прогноз -- 7,5%) -- сокращении объемов производства, росте себестоимости, потере рентабельности. Точную оценку убытков приводит только РАПУ -- 2,7 млрд руб. по всем производителям минудобрений на 2015 год.

Поручение предусмотреть индексацию грузовых тарифов ОАО РЖД "в размере до 10%" 25 июня дал Владимир Путин. На этом настаивало ОАО РЖД, предупредив о потенциальном убытке на 100 млрд руб. по итогам 2015 года. Из всех профильных ведомств против было только Минэкономики, но в конце сентября оно опубликовало прогноз социально-экономического развития, заложив рост тарифов на 10%. Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, уверяет, что проект бюджета на 2015 год также предусматривает индексацию в 10% и субсидии для монополии в размере 30 млрд руб.

По мнению грузовладельцев, индексация тарифов на 10% не только не поможет ОАО РЖД улучшить финансовое положение, а, напротив, сократит доходы монополии из-за неизбежной потери грузовой базы. "Высокодоходные грузы уйдут на другие виды транспорта, прежде всего автомобильный",-- говорится в письме "Русала". Погрузка угля, на который приходится 25% всех объемов перевозок, также сократится, следует из письма "Кузбассразрезугля". В результате общий объем погрузки ОАО РЖД может снизиться на 3% (в январе--августе упала на 1,4%), из-за чего госкомпания потеряет 25 млрд руб., прогнозируют угольщики. НП "Русская сталь" в письме к помощнику президента Андрею Белоусову настаивает, что в сложных рыночных условиях ОАО РЖД стоило отказаться от непрофильных сделок, например по покупке французского логистического оператора GEFCO, или продать 50% плюс 1 акцию "Трансконтейнера", а не поднимать тарифы.

По оценке главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, рост тарифов на 10% увеличит расходы всех горно-металлургических компаний в целом не более чем на 6 млрд руб. в год, а производителей минудобрений -- на 500 млн руб. Но ситуация усугубляется снижением в 2014 году цен на энергетический уголь, экспортируемый через порты Дальнего Востока, и железную руду. В результате, признает эксперт, рост транспортной составляющей в цене продукции действительно может негативно сказаться на динамике добычи, перевозок и экспорта.

Юлия Галлямова, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное