"Газпром" впервые признал, что готов отказаться от своего долгосрочного подхода по покупке сбытовых активов на европейском рынке. Глава компании Алексей Миллер повторил свой прежний тезис о том, что Европа проиграла Азии конкуренцию за сжиженный газ, стратегия ЕС по диверсификации поставок "провалилась, а значит, (газовые.-- "Ъ") хабы не наполнились ликвидностью". По его мнению, "грядет новое ценообразование на газ, и это ценообразование может потеснить европейские хабы". В "Газпроме" не смогли пояснить, о каком "новом ценообразовании" в данном случае идет речь.
Выход на конечного потребителя был основой стратегии "Газпрома" в Европе последние десяти лет: монополия хотела обеспечить себе основу для увеличения продаж газа и создать более эффективные цепочки стоимости -- прежде всего с помощью покупки активов в сегменте, где до 2009 года потребление газа росло: выработке электроэнергии. Это идеально совмещалось с маркетинговой политикой "Газпрома", основанной на долгосрочных контрактах, ее главной целью с советских времен было наращивание гарантированных продаж take-or-pay. Чтобы заполучить конечного потребителя, "Газпром" готов был предоставлять скидки и даже пускать европейцев в свою добычу. Именно так монополия договорилась с Wintershall о приобретении розничных активов Wingas, WIEH и WIEE, обменяв их на 25% в разработке ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Но европейские регуляторы крайне настороженно наблюдали за попытками крупнейшего поставщика войти в розничный сегмент. В целом за десять лет самым серьезным успехом "Газпрома" на этом направлении осталась сделка с Wintershall, которая еще ждет разрешений регуляторов.
"Газпрому" не удалось купить и электростанции в ЕС. После 2009 года газовая генерация здесь в глубоком кризисе: плата за выбросы СО2 резко упала, что дает преимущество более дешевому углю, а со стороны спроса приходится конкурировать с субсидируемыми возобновляемыми источниками энергии. Но до последнего времени топ-менеджеры "Газпрома" говорили, что компания продолжает рассчитывать на изменение подхода ЕС к электроэнергетике.
Другим аспектом, подтачивающим стратегию "Газпрома" в Европе, стало изменение ситуации со спросом на газ, который так и не восстановился после кризиса и стагнирует. В результате концепция "Газпрома" по увеличению take-or-pay обернулась против компании: ее контрагенты, вынужденные выбирать газ, продавали его на хабах, в результате чего спотовые цены были постоянно ниже цен долгосрочных контрактов. Потребители "Газпрома" на этом основании требовали пересмотра цен по долгосрочным контрактам, что привело и к новому снижению цен на споте, создавая замкнутый круг.




SIA.RU: Главное