Новости

"Газпром" пересматривает свою многолетнюю стратегию на европейском газовом рынке

"Газпром" впервые признал, что готов отказаться от своего долгосрочного подхода по покупке сбытовых активов на европейском рынке. Глава компании Алексей Миллер повторил свой прежний тезис о том, что Европа проиграла Азии конкуренцию за сжиженный газ, стратегия ЕС по диверсификации поставок "провалилась, а значит, (газовые.-- "Ъ") хабы не наполнились ликвидностью". По его мнению, "грядет новое ценообразование на газ, и это ценообразование может потеснить европейские хабы". В "Газпроме" не смогли пояснить, о каком "новом ценообразовании" в данном случае идет речь.

Выход на конечного потребителя был основой стратегии "Газпрома" в Европе последние десяти лет: монополия хотела обеспечить себе основу для увеличения продаж газа и создать более эффективные цепочки стоимости -- прежде всего с помощью покупки активов в сегменте, где до 2009 года потребление газа росло: выработке электроэнергии. Это идеально совмещалось с маркетинговой политикой "Газпрома", основанной на долгосрочных контрактах, ее главной целью с советских времен было наращивание гарантированных продаж take-or-pay. Чтобы заполучить конечного потребителя, "Газпром" готов был предоставлять скидки и даже пускать европейцев в свою добычу. Именно так монополия договорилась с Wintershall о приобретении розничных активов Wingas, WIEH и WIEE, обменяв их на 25% в разработке ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Но европейские регуляторы крайне настороженно наблюдали за попытками крупнейшего поставщика войти в розничный сегмент. В целом за десять лет самым серьезным успехом "Газпрома" на этом направлении осталась сделка с Wintershall, которая еще ждет разрешений регуляторов.

"Газпрому" не удалось купить и электростанции в ЕС. После 2009 года газовая генерация здесь в глубоком кризисе: плата за выбросы СО2 резко упала, что дает преимущество более дешевому углю, а со стороны спроса приходится конкурировать с субсидируемыми возобновляемыми источниками энергии. Но до последнего времени топ-менеджеры "Газпрома" говорили, что компания продолжает рассчитывать на изменение подхода ЕС к электроэнергетике.

Другим аспектом, подтачивающим стратегию "Газпрома" в Европе, стало изменение ситуации со спросом на газ, который так и не восстановился после кризиса и стагнирует. В результате концепция "Газпрома" по увеличению take-or-pay обернулась против компании: ее контрагенты, вынужденные выбирать газ, продавали его на хабах, в результате чего спотовые цены были постоянно ниже цен долгосрочных контрактов. Потребители "Газпрома" на этом основании требовали пересмотра цен по долгосрочным контрактам, что привело и к новому снижению цен на споте, создавая замкнутый круг.

Юрий Барсуков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное