Новости

Настольный антидепрессант: "Монополия", "Уно" и другие средства против кризиса

Продажи настольных игр в кризис увеличиваются многократно, и это обстоятельство очень вдохновляет разработчиков и продавцов развлечений. В России этот рынок и вправду растет, вот только продаются на нем главным образом мировые хиты.

Анна Гольдберг, Дарья Коржова

"Ребята, заказ из типографии!" -- комната, заваленная коробками с настольными играми, начинает оживать. К столу подтягивается десяток молодых людей, все рассаживаются, и один из них открывает коробку. "Венеция,-- торжественно произносит он.-- 2099 год. Город уходит под воду. Мы культурологи. Нужно успеть спасти музейные ценности". Следующие два часа сотрудники Hobby World усердно работают: заглядывают в карты, кидают кубики, двигают фишки по полю. Hobby World -- крупнейший игрок российского рынка настольных игр, и слово "игрок" на этом рынке как нигде уместно.

В компании около 100 сотрудников, почти всем до 30, и для полноты образа большинству из них не хватает только плаща эльфа и бутафорского меча. При этом Hobby World -- компания с совсем недетским оборотом: крупнейшая в России и по количеству лицензий на зарубежные игры, и по собственному производству -- около 50-70 новинок в год. Продажи составляют 1 млн коробок в год, и можно предположить, что оборот компании достигает 1 млрд руб. (диапазон розничных цен -- от 200 до 5000 руб. за игру), но такие детали владельцы бизнеса не раскрывают.

Свою первую игру, "Берсерк", Попов и два его друга создали в 1996 году на базе американской игры "Magic". Тогда они были старшеклассниками, но к 2003 году получили образование, создали компанию "Мир фэнтези" и начали производить "Берсерка", заодно получив эксклюзивные права и на "Magic". В 2010 году компания объединилась с другим крупным игроком -- компанией "Смарт".

Продажи лицензионных игр после объединения идут по-прежнему хорошо, но из собственных новых хитов можно назвать, пожалуй, только "World of Tanks: Rush. Игра, разработанная директором по развитию компании Николаем Пегасовым по мотивам известной компьютерной игры "World of Tanks", издана уже на девяти языках мира.

На фоне повальной оптимизации расходов дела игровых магнатов действительно кажутся изумительными. Компания надеется в очередной раз удвоить продажи и в следующем году переезжает в новый офис и расширяет штат. На рынке ходят слухи, что Hobby World покупает специализированную сеть магазинов "Игровед", тем самым решая проблему сбыта. Вообще-то "Игровед" сама по себе компания крупная: за шесть лет работы у нее появилось четыре собственных магазина в Москве, три -- в Санкт-Петербурге, а также лицензии на эксклюзивную продажу десятка очень популярных западных игр. Однако рынок игр в значительной степени отражает развитие рынка книжного, и здесь тоже считается, что без объединения в холдинг не выживут ни издательство, ни розничный бизнес.

Из хобби в бизнес

По сути, рынок настольных игр появился в России только десять лет назад. Конечно, объемы рынка до сих пор несопоставимы с западными. В мире настольных игр продается на $4 млрд, главным образом (70%) в США и Германии. В России же, по данным Discovery Research Group, в 2011 году было продано настольных игр на 2,7 млрд руб., а в этом -- на 5,9 млрд руб.

Западные игры составляют большую часть российского рынка, и получить лицензию на их продажу -- мечта любого издательства. Однако самые популярные игры -- "Монополию", а также сопоставимые по объемам продаж карточную игру "Уно", "Аллиас", где слова нужно объяснять с помощью синонимов, и похожую "Активити" (помимо синонимов используются рисунки и пантомима) -- продают в России западные компании.

"Свинтус" удачи

Хитов российского производства на рынке не так много. В основном компании пошли по пути обеспечения реквизитом игр, которые раньше обходились без него: в продаже появились комплекты для игр "Мафия", "Крокодил", "Ассоциации", "Испорченный телефон" и т. д. Однако объемов продаж, сопоставимых с "Активити" и "Уно", не достигли. Приблизились к ним, да и то лишь в этом году, только две настольные игры -- "Свинтус" и "Имаджинариум". И та и другая появились на свет далеко за пределами офисов тройки крупнейших игроков на рынке.

""Свинтус" создавался как корпоративный подарок к Новому году,-- рассказывает создатель компании "Игрология" Тимофей Бокарев.-- Это был 2007 год, год Свиньи. Идея была такая: подложи свинью коллеге. Придумали колоду карт, в которой были разные свиньи, и кому подкладывают свинью, тот попадает на штраф". Остаток тиража Тимофей отдал для распространения в "Мир фэнтези", и почему-то в год Свиньи продажи были не очень хороши, а вот в 2008-м -- намного лучше. Причина, очевидно, не в том, что это был год Крысы, а в кризисе. Получив прибыль, Бокарев создал компанию и начал издавать игры посерьезнее -- "Септикон", "Настолье" и "За пятью печатями", но успех "Свинтуса" они не превзошли. Чтобы повысить популярность настольных игр, компания развивает портал "Тесера" -- главный сайт по настольным играм в России, объединяющий в себе энциклопедию и сообщество.

Тем не менее многие профессиональные игроки настольных игр не считают "Свинтуса" оригинальной российской разработкой -- слишком похож на "Уно", только карты другие. Впрочем, как и второго лидера рейтинга российских разработок -- игру "Имаджинариум", которая считается клоном французской "Диксит".


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное