Новости

ЕС перекрыл дорогу в Крым для европейских товаров и инвестиций

Евросоюз утвердил новый пакет санкций против Крыма, который европейцы продолжают считать территорией Украины. Это решение стало самым серьезным шагом в рамках европейской политики непризнания присоединения полуострова к России. Оно может осложнить работу уже существующих в Крыму гипермаркетов Metro и Auchan, а также ставит под угрозу лишь недавно налаженную продажу автомобилей европейских марок. Проблемы также грозят развитию инфраструктурных проектов, в первую очередь в энергетике. Пути обхода санкций есть, признают источники "Ъ", но многое будет зависеть от позиции самих поставщиков из ЕС.

Ситуация вокруг Украины стала одной из первых тем, которую участники саммита ЕС обсудили вчера в рамках двухдневного заседания в Брюсселе. Европейские лидеры договорились о запрете для бизнеса осуществлять инвестиции в экономику Крыма, приобретать там недвижимость, строить объекты инфраструктуры и оказывать туристические услуги.

О планах ввести эти санкции уже говорила глава европейской дипломатии Федерика Могерини. Соответствующее решение согласовали в понедельник главы МИД стран--участниц ЕС. Кроме того, как стало известно вчера, европейским круизным судам будет запрещено заходить в порты полуострова. Письменное обоснование и детали решения будут опубликованы сегодня, а вступят в силу в субботу.

Новые ограничения -- самый серьезный шаг в рамках так называемой стратегии непризнания присоединения Крыма к России, о которой ЕС объявил еще летом. Первый пакет мер по ограничению предпринимательской деятельности в Крыму и запрету на импорт крымских товаров в ЕС был согласован в июне. Источник "Ъ" в структурах ЕС назвал европейскую стратегию в отношении полуострова "политикой агрессивного непризнания". Ранее в рамках этой стратегии страны ЕС договорились о запрете выдачи шенгенских виз гражданам РФ, проживающим в Крыму.

В МИД РФ действия Евросовета назвали "дискриминацией крымчан и севастопольцев по политизированным соображениям", пригрозив отреагировать "адекватно".

Точно оценить последствия расширенных санкций пока трудно. С одной стороны, европейские компании уже фактически поставили крест на каких-либо серьезных проектах в Крыму и Россия всерьез не надеялась на участие инвесторов и поставщиков из ЕС в экономике полуострова. В то же время в отсутствие прямого запрета в том или ином виде европейский бизнес в Крыму до сих пор присутствовал.

Например, на полуострове работают гипермаркеты Metro (Германия) и Auchan (Франция). Магазинами Metro управляет компания, принадлежащая непосредственно головной структуре, а не "Metro Cash & Carry Россия", которая управляет другими магазинами в России. До вхождения полуострова в состав России объекты в Севастополе и Симферополе находились в ведении "Metro Cash & Carry Украина". В головном офисе ритейлера "Ъ" заявили, что пока не могут конкретно говорить о возможных последствиях, так как не располагают детальной информацией. Auchan в Симферополе перешел под управление российского подразделения ритейлера. В недавнем интервью "Ъ" гендиректор "Auchan Россия" Вилельм Убнер рассказывал, что решение о переводе крымского магазина принимала генеральная дирекция группы. Господин Убнер признавал, что сегодня в Крыму существуют серьезные проблемы со снабжением продовольствием, особенно скоропортящимися товарами.

Министерство курортов и туризма Крыма в этом году официально объявляло о посещении Крыма лишь одним круизным лайнером, принадлежащим немецкой компании Hansa Touristik: в середине сентября корабль с 436 пассажирами останавливался в Ялте. Согласно официальной статистике, за период с января по ноябрь Крым посетили 3,47 млн человек. Ранее представители Министерства курортов уточняли, что 70% в этом году составили граждане России, 28% -- украинцы и 2% -- жители других стран. Доля европейских туристов отдельно не оценивалась.

Автопроизводители пока не знают, как реагировать на новый пакет санкций. В опубликованном вчера коммюнике говорится о запрете на поставки транспорта. Участники авторынка не понимают, касается ли это автопроизводителей или дилеров, и ждут расширенный текст, который должен быть опубликован сегодня вечером в официальном журнале ЕС.

Галина Дудина, Анастасия Дуленкова, Александра Мерцалова, Евгений Хвостик, Анастасия Фомичева, Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное