Новости

Дешевая нефть играет против правил. Сжатие бюджета России приведет к пересмотру принципа определения его расходов

Оценки пагубного влияния падения цены Urals на доходы бюджета начавшегося года меняются так же стремительно, как и сами нефтяные котировки. Еще в конце минувшего декабря чиновники говорили о возможном недоборе доходов 2015 года в 1,5 трлн руб., вчера же, выступая на Гайдаровском форуме, Антон Силуанов сообщил, что при средних $50 за баррель нефти доходы госказны упадут на 3 трлн руб. Законом о бюджете доходы 2015 года утверждены в размере 15,1 трлн руб.-- таким образом, речь идет о потере 20% поступлений.

Если отнести эти 3 трлн руб. на запланированный на 2015 год дефицит в 0,43 трлн руб., этот показатель увеличится в восемь раз -- то есть с 0,6% до примерно 5% ВВП. Однако, как уточнил вчера глава Минфина, сейчас власти намерены удержать размер дефицита в пределах 2-3% ВВП (в конце декабря прошлого года господин Силуанов говорил "о более чем 3%). Чтобы добиться этого, ведомство готовит урезание расходов на 10%. При сплошном "секвестре" это дало бы экономию 1,55 трлн руб.-- однако на деле сокращение будет меньшим -- около 1 трлн руб., поскольку не распространится на отправляемые на пенсии трансферты Пенсионному фонду и иные социальные обязательства властей.

В этих условиях главной надеждой властей на закрытие дыр остается Резервный фонд, выросший на девальвации рубля до 4,95 трлн руб. (по состоянию на 1 января). Публично Минфин пока ограничивается сообщением о намерении изъять из фонда "более 500 млрд руб.". По сценариям, изложенным ведомством к бюджетному совещанию в Белом доме, из "копилки" может быть изъято до 3,5 трлн руб.

Поскольку повторять подобные изъятия в последующие годы будет уже физически невозможно, а потенциал для новых урезаний расходов при сохранении прежней конструкции бюджета будет исчерпан, на 2016 год Минфин предлагает изменить сам подход к верстке госказны.

Вчера Антон Силуанов сообщил о намерении получить у руководства страны согласие на корректировку бюджетного правила при подготовке следующего бюджета. Напомним, что, согласно бюджетному правилу, при падении цен на нефть допустимый размер расходов госказны определяется исходя из средней за последние три года цены сырья с прибавлением к сумме доходов 1% ВВП. Поскольку начиная с 2011 года среднегодовая цена Urals держалась выше $100 за баррель (в 2014-м она снизилась до $97,6), даже с учетом $60 в 2015-м, цена для определения расходов 2016 года по бюджетному правилу составит $85 за баррель -- что существенно выше большинства нынешних прогнозов.

Настаивая в 2012 году на введении этого правила, Минфин страховался не столько от падения цен на нефть, сколько от их роста -- точнее от аппетитов ведомств, требовавших тогда больше денег на фоне появления в бюджете дополнительных доходов.

Отметим, что при длительном сохранении низких нефтяных цен такая корректировка ранее неприкосновенного бюджетного правила может привести не только к выполнению непосредственной задачи -- сокращению трат на 1% ВВП (0,8 трлн руб. в 2016 году) еще на этапе планирования, но и, возможно, станет толчком к изменению структуры бюджетных расходов, которую Минфин давно называет неэффективной.

Вадим Вислогузов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное