Новости

"Они не любят меня, я не люблю их, но в этом нет ничего личного"

Лидер российского авторынка АвтоВАЗ закончил 2014 год с неоднозначными результатами. С одной стороны, компания стала основным бенефициаром господдержки: в октябре--ноябре ей удалось резко нарастить продажи почти до уровня 2013 года. Но автоконцерн, который еще летом был среди лидеров падения продаж, так и не выбрался из убытков. В результате на этой неделе АвтоВАЗ объявил о росте цен, не менявшихся с марта 2014 года, на 5-13%. Об итогах и перспективах продаж, сокращении сотрудников, проблемах с поставщиками и качеством "Ъ" рассказал президент АвтоВАЗа БУ АНДЕРССОН.
 
 

-- Минувший год был сложным для российского автопрома, каковы основные итоги для АвтоВАЗа?

-- Мне иногда говорят: до вашего прихода все было замечательно, господин Андерссон, а теперь у нас единственная проблема -- это вы. А некоторые утверждают, что на АвтоВАЗе вообще никогда не предполагалось вести бизнес и все задумывалось только как социальный эксперимент. Я так не думаю. Я горжусь тем, что АвтоВАЗ сейчас единственный завод в России, который производит сразу четыре бренда -- Lada, Renault, Nissan, Datsun. Большинство об этом даже не задумываются. Конечно, не все люди могут с гордостью сказать, что Renault Logan производится в Тольятти, некоторые пытаются даже это скрыть, потому что они думают, что это плохо. Мы повысили рыночную долю Lada в сегменте автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб. в 2014 году с 37% до 42%, в то время как наши конкуренты ее снизили. Volkswagen, Opel, Chevrolet, Peugeot, Citroen потеряли 20-38% рынка. У Fiat, несмотря на относительно небольшое падение, очень маленькие объемы. Так что, с одной стороны, плохо, что в целом по рынку по всем моделям и сегментам наши объемы сократились приблизительно до 16,5%, с другой -- в рамках своего сегмента мы выросли. Обычно 50% аудитории говорит, что не любит АвтоВАЗ. И еще 50% -- что любит. Хорошая новость в том, что равнодушных к АвтоВАЗу просто нет. В день в среднем примерно 1 тыс. человек что-то пишет в интернете про Lada Vesta. Проблем у нас много, но я не вижу тех, которые мы не могли бы решить.

-- Каковы будут финансовые показатели АвтоВАЗа по итогам 2014 года? Завод останется убыточным?

-- Мы выйдем на более скромные финансовые показатели, чем я ожидал. По итогам 2014 года у нас будет убыток. Поскольку мы потеряли по РСБУ 2 млрд руб. за первые девять месяцев, это операционный убыток, то за последние три месяца мы не сможем выйти в прибыль. К тому же рынок усложнился, мы несем больше затрат. Наши продажи в 2014 году могут составить около 375 тыс. автомобилей в РФ, хотя в начале года мы планировали продать примерно 450 тыс. Плюс из-за проблем с поставщиками мы снизили продажи на 10 тыс. автомобилей. Я думаю, по итогам года рынок упадет на 15%, а Lada -- на 10%. Но в 2015 году выйдем на прибыль. Самый большой вызов для нас, самая большая проблема для выхода в прибыль -- это база поставщиков. И как раз в этой же сфере огромное влияние оказывает курсовая разница. Конечно, относительно других производителей эффект меньший, но на нас сказывается латентный эффект -- многие наши российские поставщики закупают комплектующие за границей.

-- Каких конкретно финансовых показателей вы планируете достигнуть?

-- Год будет сложным, но мы должны заработать 3% операционной маржи. Как минимум -- 1,5%. Мы хотим поднять долю рынка до 20%, нам нужен положительный свободный денежный поток, и мы должны зарабатывать 6% операционной маржи в 2016 году. Каждое утро, просыпаясь, я думаю в первую очередь об этих трех вещах. Потому что это самое важное.

-- Каков прогноз продаж на следующий год и меняете ли вы как-нибудь стратегию в связи со сложной экономической и политической ситуацией?

-- И да, и нет. В следующем году в целом мы планируем произвести 670 тыс. машин. Мы всегда можем подстроиться под меняющийся рынок благодаря системе предзаказов, на которую мы перешли в сентябре. Одно могу сказать: если весь рынок будет не больше 1,7 млн машин по году, то у всей отрасли будет очень много проблем. Но я оптимист. Россия сегодня седьмой по величине рынок в мире. Я считаю, что в 2020 году Россия станет пятым рынком. Китай будет первым, США -- вторым, Индия -- третьим, Бразилия -- четвертым. Германия после России.

-- При пессимистическом прогнозе вы сохраняете цель добиться 20-процентной доли рынка?

-- Сегодня я более оптимистично настроен по поводу этих 20%, чем девять месяцев назад. Потому что многие из наших зарубежных конкурентов вынуждены повышать цены. Мы тоже будем их пересматривать, но всегда будем конкурентоспособнее.

-- Вы возглавляете завод уже больше года. Какие наиболее существенные изменения произошли на АвтоВАЗе?

-- Один из ключевых факторов, который необходимо было улучшить,-- это качество автомобилей. Мы значительно усилили контроль качества "на выходе", то есть на сходе автомобилей с конвейера, чтобы не допустить отправку бракованных или недоукомплектованных машин дилерам. Ввели еще один этап контроля качества -- предпродажную подготовку непосредственно у дилера. В результате по Granta и Kalina мы улучшили качество "схода автомобиля с первого раза" с 50% до 80%, на линии В0 (Largus, Renault и Nissan) -- с 37% до 75%. И кроме того, также мы наладили прямую связь с клиентами, создали центр удовлетворенности потребителей. Он работает с обращениями и жалобами покупателей и в течение 24 часов находит решение.

Затем мы рассмотрели 14 самых важных и распространенных проблем, таких как тугое или неплотное закрывание дверей, или шум вентилятора на Lada 4x4, или проблемы с зажиганием, или с замком бардачка и т. д. Подавляющее большинство этих проблем устранены раз и навсегда. Наши новые модели Lada Vesta и Lada XRay пройдут краш-тесты в Европе, чтобы покупатель был уверен, что машины отвечают европейским стандартам.

Второе, чему мы уделили много внимания,-- это работа с людьми. Мы разработали систему мотивации работников. В начале декабря выплатили 5 тыс. работников дополнительную зарплату за идеальный выход на работу в течение года. В конце года было принято решение наградить премиями за высокое качество продукции всех рабочих, за исключением нарушителей трудовой дисциплины,-- на эти цели мы выделили 290 млн руб. Наконец, еще 700 передовиков получили в конце года дополнительные премии в размере 19 тыс. руб.

В январе 2014 года на заводе было фактически 18 уровней управления -- у каждого руководителя было по два или три заместителя. Уже в феврале мы сократили их количество до пяти уровней. Большинство полномочий теперь в руках мастера и бригадира. К сожалению, не обошлось без сокращения персонала. Мы сократили работников, сделав акцент в первую очередь на менеджерах. Их сократили на 33%. По рабочим под сокращение попало около 20%. Всем сокращаемым предложили компенсацию в размере пяти месячных окладов. Это было болезненно, но необходимо, ведь объемы производства снизились. Но в этом же году мы выпустили восемь модификаций наших моделей. И это при том, что в предыдущие два года АвтоВАЗ не выпустил ни одной новой модели.

-- Продолжите ли сокращение персонала в 2015 году?

-- Нет, в 2015 году рабочих мы сокращать не будем. Но будем продолжать работать над повышением производительности труда, над оптимизацией производственных процессов, и в их рамках будем перемещать людей внутри завода. Ежегодно текучесть кадров может составлять 5-10%, и это в порядке вещей.

-- Но есть ведь обстоятельства, которые нельзя контролировать: если рынок будет сжиматься, то придется сокращать производство. Есть план действий на этот случай?

-- Если мы столкнемся с какими-то совсем уж существенными изменениями, то всегда сможем перейти на четырехдневную рабочую неделю. Так что если вы спрашиваете про план Б, то это он и есть.

-- ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, а девальвация рубля усилилась. Как отреагировал АвтоВАЗ?

-- АвтоВАЗ смог защитить клиента: цены на автомобили не поднимались до конца года. К тому же мы продолжили курс на повышение уровня локализации автомобилей. В 2014 году для модели Largus была локализована поставка металла (экономия 100 млн руб.), аккумуляторов (90 млн руб.), шин (50 млн руб.).

-- Насколько усложнилось привлечение кредитов? Какие новые риски возникли? Нет ли планов пересмотра инвестпрограммы?

-- Основные займы на инвестпрограммы уже предоставлены или достигнута договоренность о них. Что касается пересмотра инвестпрограммы, безусловно, от чего-то придется отказаться. Но сохраняются ключевые цели -- обновление модельного ряда, запуск Lada Vesta и Lada XRay в сентябре и декабре.

-- В ноябре вы столкнулись с рядом сложностей в работе с поставщиками, из-за которых даже пришлось приостанавливать производство. С чем они были связаны?

-- У АвтоВАЗа в России 709 поставщиков, из них 11 -- проблемные. Они не любят меня, я не люблю их, но в этом нет ничего личного, просто у них плохие результаты работы. Подстраиваться под них я не буду, но помочь нашим поставщикам работать лучше мы всегда готовы. Их основные проблемы в качестве компонентов и сроках поставок. Впрочем, варианты выбора у нас будут всегда. Другая проблема с поставщиками в цене: они считают, что я им должен платить больше. Но 40 тыс. человек, которые работают на АвтоВАЗе, получают 40 млрд руб. в год и производят 535 тыс. машин и компонентов, а внешние поставщики обходятся в 140 млрд руб.

-- А вы будете сокращать количество иностранных поставщиков на фоне курса на импортозамещение и локализацию и в свете ослабления рубля?

-- Степень локализации автомобилей Lada -- 81%. Со всеми мы ведем расчеты в рублях. И будем продолжать наращивать долю российских поставщиков. Например, прежде аккумуляторные батареи мы покупали на Украине, потому что это входило в общие объемы закупок Renault-Nissan, сегодня -- в Жигулевске у АКОМ. На этом мы сэкономили 19 млн руб. Для Lada Largus сталь раньше закупали в Европе, а сегодня -- в Магнитогорске. Экономия -- 100 млн руб. Но стопроцентной локализации мы никогда не добьемся, да этого и не надо. Взять, к примеру, электронику -- импортировать ее имеет смысл, потому что российские аналоги пока недостаточно конкурентоспособны.

-- Традиционно одна из проблемных тем для АвтоВАЗа -- дилеры. Завод не раз объявлял о новых подходах к работе, недавно появилась очередная стратегия. В чем ее отличие?

-- Я не могу сказать, что мы решили все проблемы с дилерами, но в феврале, когда я впервые встретился с ними, они попросили у меня помощи в решении нескольких вопросов, и я им помог. Раньше размер маржи был 5%, мы ее подняли до 10%. Гарантию на автомобили продлили до трех лет, или до 100 тыс. км пробега. Почасовые ставки для дилеров, выполняющих ремонт по гарантии, выросли с 500 до 1040 руб. за час (в Москве и Петербурге -- 1210 руб.). Свели к минимуму процент недоукомплектованных машин: раньше 4% автомобилей приходили к дилерам со снятыми деталями, сегодня -- 0,3%. Мы пообещали дилерам поставлять машины в течение недели, и теперь 91% автомобилей приходит в этот срок, производственный брак составлял 18,9%, сегодня -- 3%.

-- Вы как-то изменили модель поставок, чтобы например, не допускать наращивания стоков?

-- С 1 сентября мы перешли на систему предзаказа. Сейчас дилеры заказывают автомобили и оплачивают их через 30 дней. Раньше у нас был большой объем складских запасов, например в августе -- 71 тыс. автомобилей. Сегодня этот показатель составляет 27 тыс. автомобилей, из которых 10 тыс.-- оплаченные дилерами, 10,5 тыс.-- неоплаченные, 2,5 тыс.-- наш собственный запас. Может быть, это даже несколько низкий запас, но лучше ниже, чем выше.

-- Насколько критична для АвтоВАЗа была потеря украинского рынка, чем вы планируете его заместить?

-- В 2013 году мы продали Украине около 6 тыс. машин, в 2014 году -- почти ничего. Но и 6 тыс. из 400 тыс.-- это не так уж много, так что я не стал бы говорить о чем-то критичном. Наш самый крупный рынок экспорта -- Казахстан, доля рынка -- 33%.

-- Недавно на госпрограмму утилизации снова добавили денег. Но еще до этого вы приостанавливали участие в ней, а потом продолжили. Вам уже тогда дали гарантии того, что возместят эти деньги и увеличат квоту? И насколько хватит дополнительных средств -- около 3 млрд руб., выделенных в декабре, и 10 млрд руб. на 2015 год?

-- Я работал в десяти странах мира, у меня есть с чем сравнивать, и поэтому хочу сказать, что чрезвычайно доволен последовательными действиями президента Владимира Путина и правительства РФ. Я ощущаю, что получаю моральную поддержку. Без промсборки мы бы не были такими сильными, как сейчас. Импортная пошлина в 25% дает нам какое-то время быть конкурентоспособными, но в 2019 году она опустится до нуля. Плюс утилизационный сбор, но это кратковременный стимул.

Что касается программы утилизации -- это была нужная вещь в нужное время,-- из 10 млрд руб. мы получили 2 млрд руб. Для нас это 40 тыс. автомобилей, на которые очень быстро набрались заказы, даже больше, чем нужно. Когда программа закончилась, мы увидели негативный эффект от ее окончания и решили ее возобновить за свой собственный счет. Потратили на это 500 млн руб. собственных средств -- это много.

-- Сейчас вам эти деньги возместят?

-- Нет. Это были наши деньги.

-- И вы не будете просить государство возместить их?

-- Нет. Мы не можем.

Интервью взяли Егор Попов и Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное