На прошлой неделе впервые в этом году было зафиксировано снижение розничных падение цен на бензин. В опте они резко упали еще в декабре 2014 года. Но АЗС продолжали держать цены: участники рынка накапливали запасы, ожидая, что уже в январе экспорт станет более выгодным из-за снижения пошлин в ходе "налогового маневра". Эти ожидания не оправдались: падение мировых цен на нефть почти нивелировало эффект маневра. Продолжится ли начавшееся лишь в конце января падение, зависит от объема экспорта бензина в феврале.
Отпускные цены НПЗ на бензин рухнули в декабре 2014 года на 16,3% по сравнению с ноябрем, сообщил Росстат. Это самое существенное месячное падение цен производителей с декабря 2008 года. Но розничные цены показали более скромную динамику, снизившись лишь на 0,9%.
Оптовые цены на бензин традиционно снижаются при низком спросе зимой и растут весной. На этот раз сезонная волатильность проявилась ярко: из-за нехватки топлива на рынке летом пик оптовых цен пришелся на сентябрь--октябрь (время осенних ремонтов на НПЗ), а после выхода из ремонтов заводы наращивали производство на фоне снижающегося спроса. Так, в декабре 2014 года российские НПЗ произвели 3,6 млн тонн бензина -- это на 20% больше, чем в октябре, на 9,8% больше, чем в ноябре, и на 10% превышает объем выпуска декабря 2013 года. Кроме того, спрос на бензин в декабре, судя по всему, снижался быстрее, чем в предыдущие годы, поскольку доходы населения и бизнеса падали из-за девальвации рубля. Оказало влияние на оптовые цены и падение мировых цен на нефть -- через снижение привлекательности экспорта. При этом в декабре российским нефтяникам пришлось столкнуться с конкуренцией со стороны белорусского бензина, для которого в тот момент рынок РФ оказался более выгодным, чем украинский или европейский.
Но на розничные цены на бензин в декабре ни оптовая конъюнктура, ни публичная критика президента Владимира Путина почти не повлияли.
Рынок ожидал, что кумулятивный эффект от одновременного снижения экспортных пошлин на нефть и бензин серьезно увеличит привлекательность экспорта.
Но на практике этого не произошло: почти весь эффект от снижения пошлин компенсировался "ножницами Кудрина" -- пошлина рассчитывалась по декабрьским котировкам, а продавать нужно было в январе, когда цены упали еще ниже.
"Из-за падения нефтяных цен экспорт бензина в январе оставался невыгодным, и на внутреннем рынке скопился избыток товара, который давит на цены,-- говорит Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков".-- Посмотрим, изменится ли ситуация в феврале, когда экспортная пошлина на бензин резко упадет (она снизится на 50,6%, до $88 за тонну.-- "Ъ")". Нефтяники в феврале будут вынуждены экспортировать: уже сейчас запасы бензинов в стране превышают 1,6 млн тонн, что практически соответствует уровню, который обычно формируется перед ремонтами НПЗ.
Юрий Барсуков




SIA.RU: Главное