Правительство все активнее опробует на бизнесе новые антикризисные меры, а именно принудительное перекрестное субсидирование одних отраслей другими. Металлурги, которые с учетом ориентации на экспорт чувствуют себя пока относительно неплохо, получили, по сути, ультиматум -- либо поддержка машиностроения, либо введение экспортных пошлин в течение двух недель. По данным "Ъ", обсуждается и механизм "обратных квот", то есть минимального уровня внутренних поставок.
Вчера в ходе визита премьера Дмитрия Медведева в Воронеж глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что ожидает от металлургов решения по ценовой политике "на переходный период" в течение двух недель, иначе для них могут ввести экспортные пошлины "и ряд других инструментов".
"Им это точно сегодня не на руку, а смотреть однобоко только на открывающиеся возможности сегодняшнего дня, когда экспорт более выгоден, чем российский рынок, я считаю, неправильная позиция",-- сказал министр, которого цитирует "Интерфакс". Источники "Ъ" среди металлургов говорят, что по итогам обсуждения темы в прошлую пятницу у главы департамента специального и транспортного машиностроения Минпромторга Александра Морозова уже было дано поручение "представить договоренности" 17 февраля, но "так жестко вопрос не стоял" (министр экономики Алексей Улюкаев вчера уточнил, что пока решения о введении экспортных пошлин для металлургов нет).
Первыми на резкий рост стоимости металла еще в ноябре 2014 года пожаловались вагоностроители, затем нефтяники и автоконцерны.
Проблема роста внутренних цен вслед за внешними в экспортно ориентированных отраслях стоит не только в металлургии. С 1 февраля начала действовать экспортная пошлина на зерно, призванная снизить внутренние цены и ликвидировать его дефицит в России; пока теоретическая угроза роста пошлин появилась на рынке бензина.
Но в отношении металлургов угроза ограничения экспорта впервые применена прямо и открыто как антикризисный инструмент в форме, по сути, перекрестного субсидирования. Идея не нова, но переговоры затянулись -- и давление стало жестким.
Производители удобрений, которым грозит похожий сценарий, оказались более сговорчивыми и сыграли на опережение, еще в минувшем декабре объявив о скидках для внутренних сельхозпроизводителей.
Мнения участников рынка о том, насколько серьезны планы Минпромторга, разделились: большинство по-прежнему надеется, что это "фигура речи", но есть и те, кто считает угрозу реальной. В ММК и НЛМК отказались от комментариев, но подчеркнули, что до половины объемов российской стали "традиционно экспортируется".
Автоконцерны также предпочитают сохранять молчание, но неофициально говорят, что цена металла с конца 2014 года увеличилась на 25-30% и есть угроза взлета к маю на 50%. Участники рынка готовы согласиться с ростом не более чем на 10%.
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что введение пошлин только на сталеваров "несправедливо" -- тогда нужно проходить по всей цепочке поставщиков, включая легирующие материалы. Но, добавляет аналитик, даже в случае введения пошлин у металлургов останется лазейка, связанная с номенклатурой: для обхода ограничений будет достаточно незначительно изменить состав продукции.
Анатолий Джумайло, Егор Попов, Анна Зиброва




SIA.RU: Главное