Женщины чаще, чем в прошлом году, делают операции по увеличению груди, мужчины — процедуры для борьбы с потоотделением. Как переживает кризис индустрия красоты, разбирались корреспонденты "Денег".
АНАСТАСИЯ ЯКОРЕВА, НИНА ВАЖДАЕВА
Менеджеры главных мировых косметических брендов в панике: вследствие девальвации рубля угроза потерять российский рынок встала перед ними, как у них принято говорить, во всей красе. Потеря и впрямь огромна. Недавно было подсчитано, что среднестатистическая россиянка тратит на косметику столько же, сколько итальянка, имея по сравнению с ней доход в четыре раза меньший. Нужно помнить, что самих россиянок втрое больше -- не рынок, а мечта.
Согласно отчету Reports and Reports о мировом косметическом рынке, сейчас каждая вторая россиянка пользуется масками и средствами для умывания (в начале 1990-х -- каждая четвертая), 40% (против 10%) пользуются специальными кремами для кожи вокруг глаз, а число женщин, готовых покупать косметические средства дороже 2,5 тыс. руб., выросло кратно. "Стремительно выросло количество женщин, посещающих косметические салоны и салоны красоты, с 4% в 2000 году до 40% в 2014-м",-- говорится в отчете.
Впрочем, опыт предыдущего российского кризиса показывает, что особо пугаться мировым брендам не стоит. По данным маркетингового департамента экспомедиагруппы "Старая крепость", индустрия красоты и косметологические компании вышли из кризиса 2008 года почти без потерь.
"Российские женщины традиционно больше уделяют внимания внешности и пользуются косметикой, чем иностранки,-- говорит Алсу Разакова, главный редактор журнала по прикладной эстетике Les Nouvelles Esthetiques.
В Россию за грудью
Вполне уверенным в своем будущем выглядит рынок медицинской эстетики, включая пластическую хирургию и разнообразные инъекции. Рост этого сегмента и раньше был весьма впечатляющим. По данным издания Vademecum, в 2013 году в России сделали 93 тыс. хирургических операций по коррекции внешности на общую сумму примерно 9 млрд руб. Чаще всего делали операции по увеличению груди -- 16% общего объема. Чуть реже -- в 15% случаев -- ринопластику и блефаропластику. Остальное поделено между круговыми подтяжками лица и липосакцией. Оставшаяся доля пришлась на операции по подтяжке разных зон тела -- груди, живота, ягодиц, плеч, бедер, а также интимную пластику и другие вмешательства.
Кризис подействовал на этот сегмент ободряюще. В клинике The Platinental Aesthetic Lounge перед Новым годом поток клиентов увеличился вдвое. "С одной стороны, клиенты боялись повышения цен и решили побыстрее сделать операции, которые планировали,-- говорит президент клиники Андрей Искорнев.-- С другой -- в себя стали вкладываться те, у кого не хватало сбережений на квартиру или машину".
Спрос на аппаратную косметологию и инъекции тоже вряд ли упадет: им нет бюджетных альтернатив, и клиенты, привыкшие к этим процедурам, уже не в состоянии без них обойтись. "Те, кто колол ботокс, будут продолжать его колоть",-- уверен Алексей Савостин, гендиректор компании "Биосфера".
В клинике восстановительной и эстетической медицины Beauty Inn Lounge отмечают, что в кризис стало расти число клиентов-мужчин. У них популярно, например, лечение гипергидроза -- избыточного потоотделения в области подмышек и ладоней.
В недорогих салонах действительно заметен некоторый спад. Женщины стали реже делать маникюр, SPA-процедуры, почти вдвое упали продажи салонной косметики. Многие бывшие клиенты экономят и обращаются к мастерам-надомникам.
Согласно опросам, многие женщины вовсе отказались в последнее время от услуг профессионалов и ухаживают за внешностью самостоятельно. "Одна процедура ламинирования волос стоит в салоне среднего сегмента от 1,8 тыс. руб., а в магазине можно приобрести набор средств для ламинирования за 3 тыс. руб.-- этого хватит на пять-шесть процедур,-- поясняет генеральный директор салона-студии Super Star Светлана Новикова.
На помаду хватит всегда
Покупка косметики, похоже, вообще последнее, от чего может отказаться российская женщина. Впрочем, и продавцы не очень хотят терять такого покупателя и сохраняют цены из последних сил. Косметика подорожала в ноябре-декабре 2014 года в среднем на 15-30%.
Несмотря на то что сырье для российской косметики почти все иностранное, многие бренды не планируют повышать цены. "Мы будем удерживать цены на прежнем уровне",-- заявила Ольга Тинькова, коммерческий директор компании Green Mama, которая производит демократичную косметику. Прогнозы у компании оптимистичные: Green Mama рассчитывает в кризис увеличить долю рынка.
Российский бренд Excellance Moscow, который работает в нехарактерном для российского производителя люксовом сегменте и в магазинах соседствует с косметикой La Prairie, также рассчитывает на увеличение доли. "Люксовую российскую косметику вообще трудно было продвигать на нашем рынке -- раньше в аптеках семь из десяти человек сразу отказывались от предложений протестировать нашу продукцию. Зато сейчас каждый второй слушает нашего консультанта, задает вопросы, покупает",-- рассказывает основатель компании Анна Назаренко.
Хорошие шансы и у косметики из Южной Кореи, которая начала набирать популярность в России примерно год назад и завоевала репутацию продукта высоких технологий.
В SashaLab цены поднялись в среднем на 15-30%. Ким признает, что магазину пришлось пожертвовать маржей, чтобы завоевать покупателя. Он надеется, что те, кому больше не по карману европейский массмаркет, начнут делать покупки в его магазине.




SIA.RU: Главное