Совладелец розничных сетей "Юлмарт", "Рив Гош", "Дикая орхидея" считает, что его время пришло именно сейчас. Дмитрий Костыгин намерен в кризис войти во все сегменты ритейла, в которые не успел войти раньше.
АННА ГОЛЬДБЕРГ
"Какой кризис? Какой застой? Мы входим в эру расцвета российского ритейла",-- описывает обстановку бизнесмен Дмитрий Костыгин.
Только на этот год у него в планах строительство не менее двух кибермаркетов компьютерной техники и электроники для принадлежащего ему "Юлмарта", а также запуск двух абсолютно новых проектов.
Первый проект -- бельевой. В составе принадлежащей Костыгину группы "Розтех", в которую входят сети магазинов "Дикая орхидея", "Бюстье" и "Дефиле", появится новая сеть "Гранд дефиле" -- аналог западной Victoria's Secret (помимо белья продает домашнюю одежду). Костыгин надеется, что таких магазинов будет около двухсот.
Второй проект -- оптово-розничные продуктовые центры "Ряды", и его Костыгин будет реализовывать со своим основным партнером американцем Августом Мейером. Выкуплены уже десятки земельных участков в Санкт-Петербурге и Москве, магазинов должно быть около 50. По словам Костыгина, инвестиции в каждый торговый центр -- примерно 1,5 млрд руб.
Костыгин родился в Нижегородской области, в Арзамасе. Дмитрий прилежно учился в школе с английским уклоном, но в 16 уже торговал джинсами в Москве, на Рижском рынке, знаменитом в конце 1980-х годов "островке свободной торговли":
"Вот там под звуки "Ласкового мая" я и начал зарабатывать первые свои приличные деньги".
Однако в Москве уроженец Арзамаса остаться не захотел и тем же летом поступил в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Здание академии располагалось неподалеку от гостиницы "Санкт-Петербург", и недавний выпускник спецшколы продавал интуристам жетоны для телефонов-автоматов, военную форму, сапоги, шапки-ушанки, водил на экскурсии. Один из интуристов и посоветовал почитать Айн Рэнд. Костыгин был потрясен книгами бывшей соотечественницы, проникся духом капитализма и решил перебраться на Запад, но, съездив в США, понял, что на родине заработает больше.
"Я ограничился тем, что встретился с поклонниками Айн Рэнд, пообещал им перевести все ее романы, на что и получил несколько десятков тысяч долларов",-- вспоминает Костыгин.
Обещание он исполнил: перевел "Мы живые", "Источник" и трилогию "Атлант расправил плечи", но на это ушло больше времени, чем могло бы, поскольку переводил он по ночам, а днем воплощал идеи кумира в жизнь.
Первые проекты Костыгина были вполне успешными: к 2001 году оборот его бизнеса превысил $250 млн. Однако главный успех был впереди, и снова он связан со счастливым для Костыгина именем Айн Рэнд.
Божественный Август
В 1999 году Санкт-Петербург посетил сын американского медиамагната юрист Август Мейер. Поклонник Айн Рэнд, он хотел основать музей в городе, где родилась будущая американская писательница. Мейера тут же познакомили с Костыгиным. Помог новому американскому другу основать сеть мини-отелей Rand House, постоянно предлагал новые бизнес-идеи. Одна из них -- совместные инвестиции в сеть гипермаркетов "Лента". Сеть принадлежала предпринимателю Олегу Жеребцову и тогда включала в себя всего один гипермаркет, зато обзавелась долгами на несколько миллионов долларов. За $15 млн Мейер и Костыгин получили от Жеребцова 49% акций (из них Костыгин -- всего 5%).
Несколько следующих лет акционеры мало занимались "Лентой". Российский партнер Костыгина Вадим Гуринов в 2003 году стал главой компании "Сибур -- Русские шины", а друга устроил на должность замгендиректора, а потом и директора Ярославского шинного завода (ЯШЗ), входившего в холдинг.
Сразу после ухода из ЯШЗ Костыгин продал почти все акции "Ленты", оставив себе всего 1%. К этому моменту в сети уже было 12 гипермаркетов и выручка перевалила за $1 млрд, поэтому сумма сделки составила $20 млн. На эти деньги Костыгин уехал жить в Швейцарию, но продолжал консультировать Августа Мейера по поводу развития "Ленты".
Расправил плечи
Начать Костыгин тогда, в 2010 году, решил с инвестиций в небольшой по тем временам интернет-магазин "Юлмарт" с сетью офлайн-кибермаркетов. Вместе с Мейером он вложил в компанию за несколько лет около $170 млн, доведя общую долю до 60% акций.
Сейчас "Юлмарт" -- самый большой интернет-ритейлер в России. В прошлом году его выручка достигла $1,3 млрд, в этом, несмотря на изменившийся курс, предполагается увеличить показатель. На 2016-й намечено IPO, в ходе которого компания рассчитывает получить до $1,5 млрд за 25% акций, и несмотря на кризис планы остаются в силе.
Помимо "Юлмарта" весной 2012 года Костыгин и Мейер вложились в обувную сеть Obuv.com с десятками магазинов по всей России. Сейчас Костыгин признает, что это один из самых малоприбыльных активов.
Присматривается Костыгин и к основному конкуренту по рынку косметики и парфюмерии: у него с Мейером контрольный пакет "Рив Гоша", купленный у группы Finstar Олега Бойко летом 2012 года. За несколько лет владения "Рив Гошем" выручку увеличили втрое, с 10 млрд почти до 30 млрд руб. Однако увеличился и разрыв с лидером рынка -- сетью парфюмерии и косметики "Л'Этуаль".
Прибыльными и перспективными видятся экспертам и новые проекты Костыгина.
"Объемы продаж домашней одежды в прошлый кризис, например, удвоились. Люди тогда стали меньше выходить в свет, больше времени проводить дома. Все как сейчас, почему бы тренду не повториться?
-- рассуждает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. -- Да и новый формат магазинов "Гранд дефиле" обещает оправдать себя. Больше наименований -- больше посетителей. Единственное, им нужно крепко поработать над маркетинговой стратегией, которой сейчас попросту нет. В "Дефиле" сейчас ходят исключительно из-за цен, в "Бюстье" -- по случайности, а в "Дикую орхидею" -- по памяти, из-за прежнего позиционирования, с тех времен, когда ею владел основатель Александр Федоров". Федоров подобный комментарий принимает за комплимент, но Костыгину выражает благодарность за спасение бизнеса. В 2011 году Костыгин (один, без Мейера) купил "Дикую орхидею" за 400 млн руб. на аукционе -- бизнес проходил процедуру банкротства. "Когда мы узнали о первых покупках наших активов, мы было насторожились: о Костыгине ходили слухи как о конфликт-менеджере. Но все оказалось только слухами,-- вспоминает Федоров.-- Это была самая цивилизованная сделка в России из тех, что я видел. Костыгин -- человек предельно честный, интеллигентный и вежливый. Крайне начитан и неординарен".
"Неординарность позволяет ему идти против рынка, показывая и развитие существующих бизнесов, и активную работу по приобретению новых,-- рассказывает Волков.
Сам Костыгин за новые проекты ничуть не переживает. Уверен, что через два года они, как и все остальные, не будут нуждаться в его операционном управлении. И тогда он продолжит писать книги: у него в планах их целых две -- о маркетинге и новых программах лояльности для бизнеса.




SIA.RU: Главное