Слабый пол, как показывает практика, далеко не так слаб. В Большой Байкальской Тропе об этом знают не понаслышке: многие бригадиры на летних проектах ББТ по строительству и реконструкции троп – девушки. Бесстрашные и сильные, они с легкостью руководят работой волонтеров и виртуозно владеют бензопилой. О том, легко ли быть бригадиром, в преддверии 8 марта рассказали Аня Белова и Наташа Иванова.
Аня Белова: «Когда речь идет о строительстве троп, мужик с бородой поначалу вызывает больше доверия, чем девочка в цветастом платье»
– Аня, расскажи, как ты попала в ББТ?
– О ББТ я узнала, когда ещё училась в одиннадцатом классе, увидела по местным новостям сюжет о волонтерах, которые строят тропы. На тот момент я увлекалась изучением иностранных языков (английского и немецкого), больше всего запомнилось, что на проектах волонтеры со всего мира! Очень захотелось поучаствовать. В организации я с 2005 года. После первого курса поехала на свой первый проект в качестве волонтера. Все ожидания оправдались, правда, не думала, что будет такое количество кровососущих насекомых, да и то, что Таксимо – это достаточно далеко от Иркутска, осознала не сразу.
– Чем занимаешься, помимо волонтерства, и как удается гармонично сочетать одно и другое?
– На данный момент я работаю учителем английского языка в частной языковой школе. Соответственно, летом у меня есть время для поездки на проект. Ну, а опыт работы с волонтерами помогает справляться и с детьми!
Во время учебного года я помогаю с перепиской с волонтерами и партнерами, это не занимает сильно много времени. Плюс переписка ведется как на русском, так и на английском, что позволяет постоянно совершенствовать языковые навыки, так необходимые учителю.
– Быть бригадиром на летних проектах по строительству троп, руководить работой волонтеров – женское ли это дело?
– У нас много бригадиров девушек, все справляются с этой работой, и все из нас делают это по-разному. Конечно, мужик с бородой вызывает поначалу больше доверия, когда речь идет о строительстве троп, чем девочка в цветастом платье, но в конце концов не во внешности дело, а в умении организовать работу волонтеров, обустроить лагерь, в знании того как и где строить тропу.
– Ты почему решила себя в этой роли попробовать?
– Бригадиром стала потому, что хотелось попробовать себя в новой роли, на тот момент уже съездила на несколько проектов переводчиком, хотелось больше ответственности, а еще, наверное, доказать себе, что смогу. Этим летом буду бригадиром в юбилейный десятый раз, также отработала бригадиром один год в некоммерческой организации «Корпус Земли» в США.
– На твой взгляд, кто лучше трудится на проектах – волонтеры-мужчины или женщины?
– Люди на проектах попадаются разные, не могу особо выделить, кто работает лучше. Многое зависит от внутренней мотивации человека, от целей участия в проекте. Некоторым мужчинам, а порой и женщинам, которые значительно старше меня, иногда бывает сложно принять тот факт, что я знаю то, что я делаю, что опыт тропостроения у меня достаточно большой, несмотря на мой возраст, рост, вес. Раньше это было досадным, сейчас я просто делаю свою работу без оглядки на это. Зачем тратить свои нервы на чужие стереотипы?
– Какие женские качества помогают тебе быть хорошим лидером?
– Не знаю, относят ли это качество к женским или нет, но умение замечать настроения, переживания людей, вовремя подойти поговорить с человеком или наоборот оставить его/её наедине со своими чувствами, пригождались на проектах всегда. Успех бригадира для меня напрямую зависит от коммуникации с волонтерами, если будет налажен хороший контакт, то, не взирая ни на какие препятствия, ни на ужаснейшую погоду, ни на любые трудности, проект пройдет успешно.
– Бригадир – единственный человек на проекте, который может использовать в работе бензопилу. Помнишь свое первое знакомство с этим инструментом?
– Первое знакомство прошло на курсах бригадиров ББТ. Больше теории, конечно же, запомнилась практика.
Очень хорошо помню первое поваленное тогда бензопилой дерево – в самом углу парка Парижской коммуны рос старый больной тополь, который грозил вот-вот упасть на тропинку. Тогда он мне показался безумно огромным, хотя, это, наверное, от страха. Теперь каждый раз, когда проезжаю мимо того места, вспоминаю его. Деревья пилить жалко, не делаю этого без необходимости и всегда стараюсь сажать новые.
Пилить бензопилой не сильно тяжело, тем более, что мы используем достаточно маленькие и лёгкие бензопилы. Больше всего я переживаю за тех людей, что помогают мне, пока я пилю (оттаскивают отпиленные ветки, чурбаны).
– Что бы ты хотела пожелать женщинам в преддверии Международного женского дня?
– Для меня этот праздник больше ассоциируется со своеобразным днём матери. Весенним празднованием любви к тем, кто подарил нам жизнь, кто воспитал нас такими, какие мы есть, кто окружал/ет нас заботой и вниманием, кто любит нас, несмотря ни на что. Хочу пожелать всем счастья – такого, какого они сами хотят, счастья быть самими собой.
Наташа Иванова: «Волонтеры на время проекта нам – как дети. И относятся к нам как к маме»
– Наташа, ты уже не первый год ездишь на проекты ББТ бригадиром. С чего началось знакомство с организацией?
– В 2009 году, в один из прекраснейших дней лета, мы с друзьями решили прогуляться на пик Черского, но там не были никогда и маршрута тоже не знали, нам пришлось приобрести карту. Добравшись до метеостанции, решили поближе ознакомиться с маршрутом на завтрашний день – в углу карты была реклама о волонтерстве, о Большой Байкальской Тропе. И так прекрасно все было расписано, что очень захотелось попробовать себя в этой деятельности! Пошел уже шестой год, как я провожу все свое свободное время с волонтерами и организаторами Большой Байкальской Тропы!
– Девушке трудно быть бригадиром?
– Бригадирство на проекте для меня – это развитие моих лидерских качеств. Проверить себя, взять на себя ответственность за волонтеров. Это делает сильнее.
Честно говоря, то у меня в семье всегда шутили, что хороший мальчишка бы из меня вырос (смеется), а насчет того, женское или мужское это дело, то мне кажется, что нам, девушкам, на проекте легче найти общий контакт, ведь волонтеры – они нам на время проекта как дети. И они к нам тоже так относятся – как к маме (смеется).
– Как ты стала бригадиром, расскажи?
– Побывав на нескольких проектах волонтером, и смотрев «открыв рот» на бригадиров, что они столько знают, а мы только повторяем, я подумала: а что мне мешает им стать? И как я хочу знать все эти рерауты и терн-пайки, подержать в руках бензопилу, разобрать ее, собрать… Пошла на курсы, побывала помощником, ну а потом мне уже доверили вести проект – бригадирить. Проекты вокруг Байкала – родные, это вклад в наш регион, но в прошлом году мне довелось принять участие и возглавить команду студентов в Приморском крае, Сихотэ-Алинском заповеднике, поделиться опытом и технологией строительства тропы. Этот проект был особенный, нельзя было «ударить в грязь лицом».
– В чем залог успеха бригадира, по-твоему? Женские качества помогают его добиваться?
– Проекты ББТ делают нас сильнее, увереннее, привлекательнее, интереснее, веселее и раскованнее. Ведь с первых дней волонтерам нужна надежность, опора, хоть и хрупкое и женское, но опытное плечо.
– Такому хрупкому созданию, как женщина, трудно пилить бензопилой?
– Бензопила – это любимое детище каждого бригадира, самая верная подруга на проекте, благодаря ей создается уют в лагере, идет работа на тропе, без нее никуда. Первый раз мы познакомились с бензопилой на курсах, было интересно, сводило с ума ожидание, раздирало любопытство – быстрее ее завести. Попробовав первый раз и получив массу колоссальных ощущений, придя в восторг, как ликующий малыш, я просто в нее влюбилась.
– Приближается 8 марта. Что для тебя значит этот праздник?
– Прежде всего, это праздник весны. В моем восприятии 8 марта происходит при соединении двух начал – природного и женского, будет у нас, женщин, все хорошо, тогда и в семье, и на работе будет гармония и счастье. Девочки, девушки, женщины, будьте всегда милыми, любимыми. Желаю, чтобы в ваших глазах никогда не было слез, только искры радости, счастья и любви!




SIA.RU: Главное