Правительство внесло в Госдуму проект исправленного федерального бюджета на 2015 год. Одновременно с этим практически завершена работа над исправленными "Основными направлениями деятельности правительства" (ОНДП) до 2018 года. Ультралиберальные заявления проекта ОНДП и бюджетные проектировки вынужденно сходятся друг с другом в сокращении госрасходов.
Проект поправок к федеральному бюджету на 2015 год представлен Минфином в Госдуму и опубликован. Базовые цифры в нем остались прежними: это сокращение доходов от плановых на 2,5 трлн руб. и сокращение федеральных расходов на 0,3 трлн руб., сокращение резко подорожавших госзаимствований и покрытие выросшего дефицита из Резервного фонда. Впервые представлена отраслевая структура перераспределений в бюджете, расходы которого снижаются номинально на 3,2% к уточненной бюджетной росписи на 1 марта. Из приложения N5 к бюджету следует, что почти автоматическое увеличение госрасходов на соцполитику на 5,9% и на обслуживание госдолга на 30% относительно равномерно распределено среди всех расходных статей. Так, финансирование по статьям "национальная оборона" и "национальная безопасность" снизилось от росписи на 4,8%, на образование -- на 4,9%, на культуру -- на 7,3%, на физкультуру и спорт -- на 2,5%. Больше сокращены трансферты регионам -- на 10,1%, финансирование ЖКХ -- на 10,9%, охрана окружающей среды -- на 16,2%.
Больше же всего пострадала статья "здравоохранение" -- 25,1%, впрочем, во многом это чисто техническое сокращение.
Одновременно с этим опубликована и справка о финансировании майских указов президента Владимира Путина: здесь сокращение составило 20,9%. В основном оно было реализовано чисто механически: большинство укрупненных статей плановых расходов на майские указы, в том числе включающих расходы на повышение зарплат бюджетникам, сокращено на 10%. Резко (на 40-50%) снижены также продемографические расходы и финансирование развития Дальнего Востока.
После начала обсуждения в Госдуме нового бюджета должны быть утверждены и опубликованы и ОНДП -- в теории, именно на этом документе, который "собирает" из предложений ведомств Минэкономики, и должен быть основан новый бюджет. Проект документа по состоянию на 12 марта есть в распоряжении "Ъ", вчера он разослан ведомствам перед обсуждением его на этой неделе.
"Вызовов" обнаружено три внешних -- "резкое геополитическое обострение", долгосрочная перестройка энергорынка и рост значимости человеческого капитала -- и пять внутренних: низкое качество госуправления, критически возросший уровень издержек в экономике, замедление темпов внутреннего спроса, необходимость сокращать зависимость от нефтедолларов и адаптация экономики к нормам ВТО. Впрочем, через запятую в числе прочих "внутренних вызовов" де-факто указано еще шесть, в том числе избыточное вмешательство в экономику, высокий уровень коррупции, низкое качество институтов, дефицит инфраструктуры и несбалансированность финансовой системы.
Команда Алексея Улюкаева предлагает зафиксировать в ОНДП довольно важный и ранее не обсуждавшийся в правительстве постулат: без смены экономического курса после восстановления экономики от рецессии рост ВВП составит 0,5-1% в год "даже при условии повышения цен на энергоресурсы". Новая модель, предлагаемая Минэкономики,-- сочетание сбалансированного бюджета, роста производительности труда, опережающего рост зарплат, ориентация на рост несырьевого экспорта силами средних компаний, а также дальнейшее повышение нормы накопления основного капитала.
Реализовывать новую экономическую модель в отраслевом разрезе предлагается ранее обсуждавшимися инициативами отраслевых министерств. Принципиально новых среди нет, в отношении большей их части Минфин уже констатировал отсутствие средств на их реализацию по крайней мере в 2015 году.
Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько




SIA.RU: Главное