Железнодорожники обещают, что невозвратные билеты, которые вот-вот должны появиться, будут существенно дешевле обычных. То же самое год назад обещали авиакомпании, однако ожидания оказались напрасными. Правда, шансы сэкономить у пассажиров есть — благодаря растущей конкуренции между поездами и самолетами.
ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит железнодорожникам продавать невозвратные билеты на поезда дальнего следования. По подсчетам специалистов Федеральной пассажирской компании (ФПК), скидка на них может доходить до 30%.
При этом риск для пассажиров будет не столь уж велик. По статистике ФПК, сегодня возвращается только 6% билетов. "Мы уверены, что введение невозвратных тарифов позволит привлечь дополнительный пассажиропоток,-- рассказали "Деньгам" в пресс-службе ФПК.-- По результатам проведенного нами исследования, интерес к реализации данной инициативы и готовность воспользоваться таким предложением продемонстрировали 60% опрошенных пассажиров".
Следует отметить, что "невозвратность" билетов не будет абсолютной. Законопроект предусматривает, что пассажиры смогут вернуть деньги за них, если не воспользовались транспортом из-за болезни, несчастного случая, внезапного недомогания члена семьи, который должен был с ним поехать, а также смерти члена семьи. Билет можно вернуть и в случае отмены или задержки поезда или отсутствия в нем места.
Правда, эксперты считают, что введение невозвратных билетов не приведет к серьезному снижению цен.
"Вряд ли стоимость перемещения по стране в новом сезоне существенно изменится,-- говорит руководитель информационно-аналитического отдела аудиторско-консалтинговой группы "Градиент Альфа" Виталий Цветков.-- Внедрение невозвратных железнодорожных билетов поможет удержать цены, но не снизит их. Что может удешевить билеты, так это реформа железнодорожных перевозок и наведение порядка с пригородными пассажирскими компаниями".
А пока законопроект не вступил в силу, ФПК объявила о маркетинговой акции: с 1 апреля в течение семи дней будет предоставляться скидка до 45% на верхние полки купейных вагонов. "Мы сделали специальное предложение для тех пассажиров, которые поедут в направлении Волгограда: с 1 апреля скидка в плацкартные вагоны поездов составит до 45%. Снижена стоимость билетов и в купейные вагоны -- от 1945 руб. и от 2945 руб. С этого года впервые в рамках пилотного проекта мы предоставляем скидку до 45% на проезд в плацкартных вагонах ряда поездов дальнего следования",-- рассказали "Деньгам" в пресс-службе ФПК.
Напомним: система невозвратных билетов с прошлого лета действует в авиаперевозках. В конце июня прошлого года вступил в силу закон, позволяющий авиакомпаниям продавать билеты, которые нельзя сдать обратно. И заметного влияния на цены это нововведение не оказало.
"Согласно нашей статистике, законодательное введение невозвратных тарифов практически никак не сказалось на среднем чеке на авиабилеты по внутренним авиалиниям,-- говорит гендиректор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев.
Гораздо большую роль в ценообразовании играет конкуренция. Авиакомпании сегодня всерьез соперничают с РЖД. По ряду направлений путешествие по воздуху может обойтись в ту же сумму, что и по железной дороге, если не дешевле. Например, билет в купе поезда Москва--Санкт-Петербург и обратно обойдется в 4500 руб. Слетать же в Северную столицу и обратно авиакомпанией "ЮТэйр" можно за 4234 руб. На дальних расстояниях разрыв в стоимости заметнее. Путешествие на поезде Москва--Владивосток--Москва обойдется в 19 206 руб. и две недели жизни. Для сравнения: "Аэрофлот" обернется туда-обратно меньше чем за сутки и 17 460 руб. При этом поездка Москва--Калининград--Москва окажется выгоднее по земле -- 6000 руб. против 7275 руб. по воздуху.
Так что нельзя сказать, что у РЖД, несмотря на монопольное положение на земле, в этой борьбе заметное преимущество. За первый квартал года перевозки пассажиров в поездах дальнего следования сократились на 6,9%, а в марте этот показатель снизился на 9,6%. При этом спрос на авиаперевозки по стране, в отличие от железнодорожных, растет. По подсчетам аналитиков АТОР, в феврале число пассажиров на внутренних рейсах увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,9%. Правда, общее количество пассажиров российских авиакомпаний по всем типам рейсов сократилось: в феврале -- на 4,1% (год к году). Власти задумались об оказании помощи сегменту внутренних перевозок. Так, Дмитрий Медведев распорядился внести в Думу законопроект, который снизит НДС авиакомпаниям, осуществляющим внутренние перевозки, с 18% до 10%.
Авиакомпании инициативу приветствуют. "Снижение НДС на внутренних рейсах компенсирует авиакомпаниям часть роста расходов из-за ослабления курса рубля. Безусловно, эта мера внесет свой вклад в сохранение доступности авиаперевозок для населения",-- сказали "Деньгам" в пресс-службе группы компаний S7.
Таким образом, если гражданин и может сэкономить на перелетах, то в основном за счет специальных акций авиакомпаний или воспользовавшись услугами лоукостера.
"Сейчас "Победа" распродает билеты на летние месяцы по 4-5 тыс. руб.,-- говорит эксперт сервиса Aviasales Янис Дзенис.-- Да и в целом раннее бронирование позволяют сэкономить до 30% по таким горячим маршрутам, как Сочи, Анапа, Крым и т. д."
Напомним, что авиакомпания "Победа" принадлежит "Аэрофлоту" и является сегодня единственным российским лоукостером. Тарифы компании начинаются от 999 руб. Однако в эту стоимость включена только возможность перелета из точки А в точку Б и не входят различные сборы и дополнительные услуги. Тем не менее появление на рынке компании "Победа" заставило конкурентов либо скорректировать цены, либо заморозить их, либо устраивать распродажи.
По словам гендиректора онлайн-ресурса Туту.ру Дмитрия Храпова, сейчас граждане предпочитают планировать отпуск заранее. А с учетом нестабильности курса валют планирование становится еще более актуальным. "Проанализировав заказанные на сегодняшний момент авиабилеты на летние месяцы, мы составили рейтинг наиболее популярных направлений по России и странам дальнего зарубежья,-- говорит эксперт.-- Лидерами по России являются Симферополь и Сочи с вылетами из Москвы и Питера. Доля купленных билетов в Сочи осталась на уровне прошлого года, а вот доля авиабилетов из Москвы и Питера в Симферополь выросла в несколько раз. Существенно уменьшился интерес к направлению Москва--Анапа: доля купленных билетов сократилась почти в три раза, с 9,9% в 2014 году до 3,6% в 2015-м. Авиабилеты в Симферополь не подорожали. Средняя цена перелета из Москвы в Крым осталась на уровне прошлого года, а из Питера -- упала более чем на 20%".




SIA.RU: Главное